Этика как наука о морали

Прежде чем ответить на вопросы: что такое «профессиональная этика»?, что является предметом ее изучения?, необходимо ли знание основ этики будущему сотруднику УИС? - следует уяснить понятия «этика», «мораль», «нравственность».

Чаще всего этику (от греч. ё"1Ьо$, лат. ейпса - привычка, нрав) опре­деляют как науку о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, ее функциях, моральных ценностях общественной жиз­ни. Это одна из древнейших отраслей философской науки, ставшей отно­сительно самостоятельной в конце ХУШ в. Нередко этика характеризуется как самая человековедческая дисциплина.

Первые этические исследования относятся к IV в. до н.э. Они связа­ны с именами Сократа, Платона. Сам термин «этика» в научный оборот ввел Аристотель, образовав его от понятий «этос» и «этический».

Создавая первые этические трактаты, Аристотель поместил этику между психологией (наукой о душе) и политикой (искусством управления государством). Тем самым он определил цель и задачу этики: основываясь на знании о душе человеческой, воспитывать добродетельного гражданина государства. Под «этическими добродетелями» великий древнегреческий философ понимал такие совершенные качества человеческой души, как умеренность, мужество и великодушие.

Значительный вклад в развитие этической мысли внес Эммануил Кант. По его мнению, этика есть учение не о сущем, а о должном. Именно такое понимание характеризует сущность профессиональной этики, рас­смотрению которой и посвящено данное учебное пособие.


Характеризуя этику как науку, следует, прежде всего, отметить ее преимущественно аксиологический, т.е. ценностный, характер (аксиология - учение о ценностях). Главными критериями моральной оценки являются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, достойном и недостойном. Такая: оценка осуществляется как обществом, так и каждым индивидом, вследствие чего создается общественная и инди­видуальная система нравственных ценностей.

Предметом исследования этики является мораль, нравственность. Эти понятия означают, в сущности, одно и то же, и их часто используют как синонимы, относящиеся к одному и тому же кругу объективных явле­ний социальной жизни: человеческим поступкам, нравам и обыденному нравственному сознанию. Например, дурной поступок принято называть аморальным, безнравственным. Следовательно, под моралью, нравствен­ностью понимают реальные явления. Однако от них следует принципиаль­но отличать этику как теорию морали.

Мораль (от лат. тоганз — нрав, обычай) - это особая форма общест­венного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в соответствий с принятыми в обществе ценностями.

Итак, мораль (нравственность) — объективно существующее соци­альное явление, а этика - теория этого явления, наука, предметом которой является социальная сущность морали, анализ ее специфических катего­рий, основные закономерности развития нравственности, нормы, принци­пы морали, история этических учений прошлого.

Мораль есть специфический способ регуляции социальной жизни при помощи требований к поведению, опирающихся на авторитет общественно­го мнения и выражающих объективную потребность существования и про­грессивного развития человеческого общества как целого. Следовательно, мораль дает человеку возможность не только оценить поступки окружаю­щих людей, но и понять себя, осмыслить, как надо жить и к чему стремиться.

Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер, предписывая поступать согласно добру и запрещая следовать злу. Однако в отличие от права эти нормы носят неписаный характер. Моральным тре­бованиям и запретам человек следует добровольно. Их соблюдение обес­печивается только общественным мнением, внутренним убеждением, со­вестью человека.

Благодаря способности человека подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни, мораль проявляется в самых разных ее сферах: экономической, политической, правовой, религиозной, научной, эстетической, семейно-бытовой. Моральные взаимоотношения также мо­гут быть межличностными, межгрупповыми, межгосударственными и др.

Следовательно, с одной стороны, нет чисто нравственных отноше­ний, которые в то же самое время не были бы какими-либо другими (про-


изводственными, политическими и т.п.), а с другой стороны, нет и отно­шений в обществе, которые не заключали бы в себе нравственного содер­жания. Мораль присутствует везде. Поэтому вся человеческая деятель­ность характеризуется нравственными признаками: их соответствием (или несоответствием) моральным нормам, ценностью мотивов, общественно-значимыми результатами действий и возможностью оценки обществом, другими людьми и самим человеком.