Взаимодействие морали и права в обществе

Проблема взаимодействия морали и права имеет важное значение для сотрудников УИС. Находясь на страже закона, исполняя профессиональные задачи, они должны руководствоваться в своей деятельности только нравственными методами.

Мораль и право являются важнейшими социальными регуляторами, целенаправленно воздействующими на развитие и совершенствование об­щественных отношений. Они обеспечивают подчинение деятельности лю­дей единым общесоциальным законам, направлены на усвоение и выпол­нение людьми установленных в обществе норм.

Мораль и право играют особую роль в формировании духовного ми­ра личности и общества в целом. Это важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии.

Рассмотрим понятия «мораль» и «право» с точки зрения их взаимо­действия, сходства и различия.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, оце­нок, убеждений, регулирующих взаимоотношения людей в обществе и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения.

Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, чест­ность, благородство, порядочность, совесть. С этих позиций дается мо­ральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступ­ков и действий людей.


Право - совокупность общеобязательных государственных предпи­саний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различ­ных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий.

Правовая жизнь гражданского общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма, справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности. Характер этого взаимодействия определяется конкретно-историческими условиями и со­циально-классовой структурой общества.

Современное российское общество стоит на пути выхода из глубо­кого кризиса. Социально-экономические трудности, размывание ценност­ных ориентиров, падение престижа интеллектуального труда, преоблада­ние материальных ценностей над духовными, нравственными и, как след­ствие, рост преступности привели к ослаблению моральных устоев во всех сферах жизни.

Общепризнанно, что в период обострения противоречий в социаль­ной жизни растет социальная напряженность, характерными становятся чувства пессимизма, апатии, равнодушия. Отрицательно эти процессы ска­зываются и на правовом сознании граждан.

Мораль в таких условиях вступает в конфликт с действительностью, негативно относится к институтам властвования, снижается эффектив­ность многих видов правоохранительной деятельности, иссякает ее под­держка населением. Правовая система, теряя связь с реальностью, уже не в состоянии противостоять произволу. Таким образом, если в обществе де­градируют нравственные устои жизни, то право обесценивается.

Демократическое гражданское общество отличает возрастание мо­рального потенциала права, этических основ законности. Право в этих ус­ловиях прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует нравственным представлениям общества.

В настоящее время критерием любого закона должно быть призна­но соответствие его положениям международного права, отражающего такие общечеловеческие ценности, как гуманизм, справедливость, мило­сердие, уважение естественных прав человека, его гражданских и поли­тических свобод.

Взаимосвязь права и морали - процесс, характеризующийся много­образием проявлений:

- единством и общностью;

- взаимодействием и взаимообогащением;

- различием.

Каждое из названных понятий в той или иной степени отражает об­щие представления о должном, справедливом в отношениях между людьми.


Выделяют следующие общие черты морали и права.

1.5 основе морали и права лежат единые общечеловеческие ценности.

л - Мораль и право отражают интересы, стремления и волю всех граж­дан. Они закрепляют правильное соотношение интересов личности и об­щества исходя из главенства первых. Мораль и право выдвигают одинако­вые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение естествен­ных прав человека, гражданские и политические свободы.

2. Цели, задачи, требования моральных и правовых отношений едины. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: спо­собствовать формированию отношений между людьми на базе общечело­веческих нравственных ценностей - гуманизма, справедливости, милосер­дия, уважения естественных прав человека, его гражданских и политиче­ских свобод; они призваны охранять людей от общественно опасных пося-1гательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения | между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение.

3. Сферы регулирования моральных и правовых отношений совпадают.

Субъектами моральных и правовых отношений являются люди, со­циальные группы и слои, обладающие одновременно и моральным, и пра­вовым сознанием. И право, и мораль охватывают практически все сферы общественных отношений. Так, право может быть уголовным, граждан­ским, трудовым, брачно-семейным, государственным, международным и др. Мораль может быть трудовой, профессиональной, семейно-бытовой и т.п., хотя здесь разграничение не столь четко выражено.

4. Важнейшая функция и морали, и права - регулирование человече­ского поведения в обществе.

Право и мораль выполняют общую социальную функцию: являются важнейшими и вместе с тем самостоятельными социальными регулятора­ми поведения людей в обществе, каждый из которых обладает своей спе­цификой. Так, объектом нравственного регулирования могут служить лю­бые отношения, не подлежащие правовому регулированию, например, от­ношения товарищества, любви, дружбы, долга и т.д. Многие категории морали (стыд, совесть, раскаяние и т.п.) также остаются вне правового ре­гулирования. Право же регулирует только те общественные отношения, которые нуждаются в защите государства.

И, наконец, ведущим методом и морали, и права является метод убеждения.

5. Наличие системы правовых и моральных норм, регулирующих взаимодействие между людьми.

Одним из важнейших общих признаков морали и права является их нормативная природа, позволяющая регулировать поведение людей. Поэтому все, что характеризует социальные нормы, относится как к морали, так и к праву. Социальная норма - это правило поведения, порождающее социаль­ную связь в виде прав и обязанностей и наделенное обязательностью.


Несмотря на то, что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, т.е. официально провоз­глашаются государством, а нормы морали в основном живут в обществен­ном сознании, - и мораль, и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общест­венных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые обще­человеческие представления о справедливом и должном. Это совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в об­щественном сознании (мораль) и специальных документах (право) норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, распространя­ются на всех членов общества.

6. Обязательность соблюдения норм и принципов морали и права.

Эти нормы имеют всеобщий оценочно-повелительный характер, распространяются, по крайней мере, формально, на всех членов общества независимо от национальности, расы, социального и имущественного по­ложения; принцип равенства в морали соответствует равноправию людей перед законом.

Таким образом, диалектическая взаимосвязь морали и права прояв­ляется, с одной стороны, в том, что, активно воздействуя на мораль, право способствует более глубокому ее укреплению в обществе, а с другой сто­роны, право само под влиянием морального фактора постоянно обогащает­ся: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возраста­ет его роль как государственного регулятора общественных отношений.

Хотя мораль и право тесно взаимосвязаны, они не тождественны друг другу и имеют различия. Относительная противоположность морали и права обусловлена рядом фундаментальных свойств их содержания.

1. Правовое регулирование применяется в случаях, когда необходи­мо точное определение прав и обязанностей, а также последствий в случае их нарушений, т.е. нормы права рассчитаны на определенный стандарт, при котором норма может быть либо соблюдена, либо нарушена. Мораль­ные предписания шире, они выступают чаще всего как общий принцип.

Следовательно, мораль задает идеальные масштабы жизни и дея­тельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, це­лей. В противоположность ей право формирует социально-целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости об­щественного порядка.

2. Решая общие задачи, мораль и право пользуются различными средствами. Из этого следует, что главное отличие морали и права не в ос­новных задачах и не в их социальной сущности, а в механизме действия. Л.С. Явич пишет: «Нет более близкого к праву общественного явления,


чем нравственность (нормы морали), но нет и более отличных друг от дру­га регуляторов поведения но своему механизму действия»1.

3. Мораль в противовес праву носит ненасильственный характер, ис­ключает принуждение, предоставляет возможность выбора. Нормы права устанавливаются властной силой государства, официально закрепляются в виде четких нормативных актов, которые приобретают общеобязательное значение с момента их создания. Нравственные нормы исходят непосред­ственно от общества, их формирование осуществляется стихийно путем коллективного социального опыта.

4. Единый объект регулирования не означает, что конкретные сферы действия морали и права всегда совпадают и что они лишь взаимно допол­няют друг друга. Правовые нормы направлены на регулирование наиболее существенных отношений общественной жизни, требующих государст­венного воздействия: нравственность же пронизывает все сферы взаимо­отношений между людьми.

5. Нравственные нормы, принципы, категории включают оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных законов, право­вых норм), а нравственное сознание тесно связано с переживаниями, чув­ствами и эмоциями людей относительно действующих законов и практики их применения, нарушения законов.

Выделение особенностей морали и права показывает, что между ни­ми значительно больше общего, чем противоположного, в результате чего они образуют «самую тесную структуру регулирования, без учета нераз­дельности которой невозможно правильно понять и оценить ни правовое, ни моральное воздействие на развитие социальных связей и отношений»2.