рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. 167 с

Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. 167 с - Лекция, раздел Культура,     Http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/cult...

 

 

http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/cultintro/index.html

 

Введение в культурологию Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. 167 с.
  Рецензенты: д-р культурологии Г.К. Щедрина, д-р философских наук Ю.М. Шор
© Авторы лекций, 2003 © С.-Петербургский гос. университет, 2003

 

 

Предлагаемый вниманию читателей цикл лекций «Введение в культурологию», подготовленный преподавателями кафедры философии культуры и культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, воспроизводит в полном объеме соответствующий учебный курс, читаемый студентам отделения культурологии в первом семестре первого года обучения. Курс «Введение в культурологию» имеет принципиальное значение и может с полным правом считаться как концептуальным, так и методологическим выражением той образовательной стратегии, которой руководствуется кафедра при подготовке студентов по специальности 020600 — «Культурология». Курс лекций предназначен для студентов философского факультета и гуманитарных факультетов Университета и для всех интересующихся культурологией. Содержание
Предисловие (Е.Г. Соколов)
 
Философия и теория культуры
Лекция 1. Общее представление о культуре (М.С. Каган)
Лекция 2. Понятие культуры: методологические и онтологические проблемы ее сущности (Ю.Н. Солонин)
Лекция 3. Культура и цивилизация (Л.А. Орнатская)
Лекция 4. Материальная культура (М.А. Коськов)
Лекция 5. Искусство в системе культуры (Е.Г. Соколов)
 
Исторические типы культур
Лекция 6. Первобытная культура (А.Д. Столяр)
Лекция 7. Проблема смены исторических типов культур (античность и Средневековье) (Н.В. Круглова)
Лекция 8. Западноевропейская культура XVII в. и начало Нового времени (предпосылки формирования, особенности и основные тенденции развития) (А.А. Скакун)
Лекция 9. Русская культура в контексте мировой культуры (Н.Н. Фомина)
Лекция 10. Культура информационного общества (В.Н. Сорокина)
Лекция 11. Постмодернизм как феномен культуры (В.М. Дианова)
 
Специальные проблемы конституирования и бытования культуры
Лекция 12. Культурная антропология (Е.Э. Сурова)
Лекция 13. Культурологические концепции в истории литературы (Л.Е.Прохоренко)
Лекция 14. Риторика в контексте культуры (О.И. Марченко)
Лекция 15. Размышление о вербальном языке молодежной культуры (Ю.Е. Милютин)

 

 

 

 

Предисловие к курсу лекций «Введение в культурологию»

Е.Г. Соколов

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.4-5

[4]

Включение в обязательный учебный план всех форм обучения дисциплины «Введение в культурологию» преследовало несколько целей.

Прежде всего — дать первое, самое общее, представление студентам-культурологам о будущей специальности. Несмотря на то, что прошло уже более десяти лет с момента, как дисциплина культурология стала неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, входя в государственный компонент блока «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» (ГСЭ), а дипломированные специалисты-культурологи с успехом работают в различных сферах культуры, на сегодняшний день все еще не сложилось ясного, точного и однозначного представления как в научно-гуманитарной среде, так и в постсоветском российском обществе о том, что же это такое культурология — наука, область знания или учебная дисциплина. Вполне закономерно, что студенты, еще в совсем недавнем прошлом — ученики и абитуриенты, в большинстве случаев имеют весьма приблизительное, часто превратное мнение о той профессии, которую они выбрали. Никакие рекламные проспекты, «Дни открытых дверей», даже отдельные лекции, читаемые на подготовительном отделении и на малом философском факультете, не дают возможность более или менее адекватно отразить всю специфику культурологии. Разочарования, которые сплошь и рядом испытывают поступившие на отделение культурологии, ожидающие встретить под загадочным названием некоторый аналог искусствознания, литературоведения, истории, менеджмента и пр. — неизбежны. Поэтому крайне важно, чтобы, уже делая первые шаги в освоении профессии, студенты составили себе адекватное представление о том, что их ждет и как студентов, и как будущих специалистов. Курс «Введение в культурологию» отражает то, как трактуются и научно-дисциплинарное, и учебно-дисциплинарное поля данной области гуманитарного познания на кафедре философии культуры и культурологии, выпускающей в год около 25 специалистов. Он, таким образом, призван составить первое впечатление об учебном процессе по данной специальности на философском факультете СПбГУ.

Панорама лекционных тем, предлагаемых слушателям и читателям, составляет композиционное единство не только формально, но и сущностно, ибо опирается на опыт непосредственной работы по подготовке специалистов-культурологов, и достаточно долгого методически-

[5]

концептуального согласования, проходящего на теоретических семинарах кафедры, в свете общей задачи подготовки специалиста широкого профиля, способного успешно ориентироваться в современных культурных процессах, не игнорирующего фундаментальные константы культурного созидания. Поэтому в качестве отдельных, более или менее самостоятельных, блоков выделены сюжеты философско-теоретические, культурно-исторические и специальные, касающиеся частных аспектов конституирования и бытования культуры.

В чтении курса, так же как и в предлагаемом издании, участвует большинство преподавателей кафедры. Каждый в некотором роде презентирует ту область, которой занимается более всего. Дать представление об исполнителях, нарисовать не совокупно-обобщенный, но индивидуально-личностный облик кафедры — в этом состоит вторая цель данной публикации. Знакомство с предметом при таком подходе неотделимо от знакомства с тем конкретным преподавателем, который является проводником в соответствующую предметную область (раздел, подраздел общего дисциплинарного комплекса). Зачастую студенты, специализирующиеся на кафедре, не имеют представления о круге научных интересов преподавателей. Поэтому как выбор тем курсовых и дипломных работ, так и выбор научных руководителей сплошь и рядом происходит формально, непродуманно, случайно, что не позволяет в полной мере реализовать потенциалы ни студентов, ни преподавателей. К концу первого семестра, когда студент уже должен написать соответствующее заявление с указанием темы курсовой и имени руководителя, он не всегда имеет представление о научном потенциале кафедры. Хочется надеяться, что после прослушивания курса «Введение в культурологию» выбор студента будет более взвешенным, а разочарования, поиск своей темы и метания от одного руководителя к другому не будут частыми и драматическими явлениями.

 

Общее представление о культуре

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-14 [6] Понятие «культура» принадлежит к числу слов, значение которых размыто в моем учебнике «Философия культуры», где…

Понятие культуры: методологические и онтологические проблемы ее сущности

Ю.Н. Солонин

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.14-33

Методологические проблемы исследования сущности культуры

Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и… [15] его первичных, примитивных появлений (протоформ) в мире животных, то следов или истоков культуры в животном мире…

Познавательное и деятельностное в понимании культуры

[22] Сфера природы, которая приобретает культурные свойства, под воздействием… Итак, отличительной особенностью культуры является то, что она создана деятельностью человека. Вне этой последней,…

Ценностное понимание культуры

Философия ценностей существует с того времени, когда возник вопрос о сущности человека и его предназначении, и он, став предметом размышлений, был… В 1952 г. выдающийся польско-американский социолог Ф. Знанецкий опубликовал… [27]

Структура культурного бытия человека

Понимание культуры и культурной деятельности будет неполным, если не учесть еще одну их важную особенность. Она заключается в том, что мир культуры… Но подобно тому, как человек предстает целостно, а духовная жизнь составляет… [31]

Культура и цивилизация

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.34-43 [34] В данной лекции речь пойдет не столько о концептуальном, сколько о смысловом соотнесении понятий культуры и…

Примечания

[1] Эту самостоятельность следует понимать почти буквально. Термин «культура» в латинской традиции использовался лишь с дополнением в родительном падеже, означая культуру чего-либо (ума, души). Новое употребление освободило его от этой служебной роли. Слово «цивилизация» вообще было новым словом, возникшим на основе преобразования близких ему глагола и причастия, а затем отделившимся от своей «обветшалой родни» (Люсьен Февр).
Назад

[2] Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 239-281.
Назад

[3] Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 18.
Назад

[4] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 384.
Назад

 

Материальная культура

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.43-52 [43] Под материальной культурой традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно…

Генезис материальной культуры

Дикость. Собирательство. Охота. Становление труда. Черты предметной деятельности и ее первые продукты (орудия, жилища). Техника каменного века. Зарождение эстетического чувства. Предметный мир как текст. Изобразительная деятельность. Возникновение и функции орнамента.

Первобытная культура

Родовое общество. Специализация орудий. Неолитическая революция. Земледелие и скотоводство. Поселения. Ткачество. Гончарное дело. Разделение труда. Обмен. Мегалиты.

Материальная культура древневосточных цивилизаций

Мелиорация и оросительная техника. Государственная машина. Восточные города. Строительство. Храмы и погребения. Освоение металлов. Выделение ремесел. Торговля и деньги. Письменность, ее функции и эволюция форм.

Материальная культура античного мира

Земледелие. Античные города, их функции и структура. Ремесла. Архитектура. Военная техника. Транспорт. Горное дело. Сопоставление строительства Греции и Рима. Черты эллинизма. Первые архитектурные трактаты.

Материальная культура средневековья

Многоликость культуры. Культурные слои европейского средневековья. Города, их зарождение, развитие и жизнь. Консолидация и дифференциация ремесел. Романское строительство: замок—монастырь—жилище. Готический храм как инженерная конструкция и как синтез искусств. Искусство книги. Пути сообщения. Военная техника. Горное дело.

Уроки рукомесла

Ведущие типы предметного творчества. Сущность прикладного искусства: его возникновение, черты, плоскости классификации. Дифференциация по функциональным средам и организации производства.

[51]

Переходные формы. Каноническая культура. Создание образцов. Закономерности развития предметных форм в различных функциональных сферах. Трансформация цикла предметной деятельности.

Материальная культура эпохи Возрождения

Производство: текстиль, стекло, часы, книгопечатание, порох и т.п. Черты новой культуры. Миросозерцание. Личность и ее роль в обществе. Кустарное изготовление машин. Смена стилей и принципов творчества. Становление теории архитектуры. Переход к мануфактуре, ее черты. Зарождение проектной культуры.

Техническая революция

Метаморфозы во всех срезах предметной деятельности. Утрата целостности производства, вещей, предметной среды, человека. Самоопределение искусства и техники, их антагонизм. Два цикла. Теории классицизма и романтизма, их преломление в материальной культуре. Распад прикладного искусства. Эклектизм. Развитие городов, их новый облик.

Рационализм в материальной культуре XIX в.

Прагматизм. Инженерное проектирование. Взаимодействие практического и художественного начал в легкой промышленности, машиностроении и строительстве. Истоки и формы рационализма, его проявления в теории и практике архитектуры. Всемирные промышленные выставки. Уникальные инженерные сооружения. Новые функции, материалы, конструкции, формы. Смена принципов формообразования в архитектуре.

Успехи науки и техники

Прядильные и ткацкие станки. Паровой двигатель. Металлообрабатывающие машины. Цемент, сталь, железобетон. Железные дороги, мосты, судостроение. Каскад изобретений. Индустриальное строительство. Принципы формообразования в технике.

Предпосылки нового единства

Пути возрождения целостности. Поиск нового стиля, его направления на Западе и в России. Протофункционализм в США и Европе. Запросы промышленности. Функционализм как концепция предметного творчества. Первые шаги дизайна в Германии и России. Судьбы пионеров. Теория архитектуры и дизайна первой половины XX в.

Дизайн и общество

[52] до художественного. Концептуальный дизайн. Дизайн на Западе, его… Проведенный анализ материальной культуры в исторической плоскости позволяет развить полученное в теоретическом разделе…

Примечания

[1] Такое представление о материальной культуре вытекает из модели всей культуры как более общей системы, намеченной М.С. Каганом в «Философии культуры» (СПб., 1996).
Назад

[2] Представление о такой системе также развернуто в названной книге М.С. Кагана, служащей философским основанием данного курса.
Назад

[3] Здесь уместно отметить сознательную ориентацию содержащихся в курсе теоретико-методологических построений на выходы их в практику материально-предметной деятельности.
Назад

[4] Поэтому данная постановка вопроса является философско-культорологической (в соответствии с избранным пониманием культурологии, ее предмета).
Назад

[5] Такое пространство впервые представлено М.С. Каганом в его книге «Человеческая деятельность» (М., 1974).
Назад

[6] Подробному рассмотрению данной проблематики посвящены книга М.А. Коськова «Предметное творчество» (СПб., 1996. Ч. I-III), а также читаемый автором спецкурс «Общая теория предметосозидания».
Назад

[7] Опыт рассмотрения эволюции предметной культуры в русле намеченной методики обобщен в книге М.А. Коськова «Предметное творчество» (СПб., 1997. Ч. IV, V).
Назад

[8] Тема освещена в одноименной статье М. Коськова («Три искусства». 2000. ¹ 4).
Назад

 

Искусство в системе культуры

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.53-67 [53] Культура не исчерпывается только и исключительно искусством, «производством, обменом и потреблением» артефактов.…

Эпистемологический и социальный аспекты новоевропейского культурного стандарта

[59] пределах реальности, с другой — дискурс, независимый от реальности, т.е.… Социальная проблематика того время была сосредоточена вокруг проблем, связанных с гражданским обществом,…

Искусство как дисциплинарное пространство

[60] и повседневных техник конституирования пространства-времени. Искусство как раз… В самом деле, вспомним, что эта эпоха — век классицизма. Главенствующим принципом любого процесса конструирования…

Конституирование виртуальности

Концептуально обосновал факт присутствия виртуальности в искусстве еще Гегель в своем последнем цикле лекций по эстетике. Великий немецкий философ… [62] и мучительных спекуляций разграничивает сферы — и по «предмету», и по «методу» — искусства, религии и философии. И…

Искусство как инструмент культурной экспансии

Поэтому важнейшим результатом явилось предметное расширение границ художественной интервенции. Благодаря интенсивному [65] введению новых (реальных, «простых») персонажей, тем и сюжетов, состояний, контекстов и ситуаций, вызывавших…

Первобытная культура

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.68-78 [68] Вхождение в целостно естественный до этого мир земли начал социальной культуры (разумеется, в самом первозданном их…

Примечания

[1] Обращение к рассмотрению истории западноевропейской культуры как в чем-то архетипической является традиционным; деление ее на отдельные исторические типы (античную, средневековую, культуру Возрождения и Реформации, Нового времени) общепризнано (см, напр.: История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998).
Назад

[2] Фролов Э.Д. Тема полиса в новейшей историографии античности (к постановке вопроса) // Античный полис / Отв. ред. Э.Д. Фролов. Л. 1979. С.67.
Назад

[3] Кнабе Г.С. Античный тип культуры // Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С.174.
Назад

[4] Жебелев С.А. Древняя Греция. Ч. 2. Эллинизм. Пг., 1922. С. 28.
Назад

[5] Schubart W. Die religiose Haltung des fruhen Hellenismus. Leipzig, 1937. S. 135.
Назад

[6] От берегов Босфора до берегов Ефрата / Пер., предисл. и коммент. С.С. Аверинцева. М., 1987. С. 11-12.
Назад

[7] Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 29.
Назад

[8] Рихтер Р. Скептицизм в философии. СПб., 1910. Т.1. С.22.
Назад

[9] Корелин М.С. Падение античного мировоззрения. Культурный кризис в Римской империи. СПб., 1895. С. 3.
Назад

[10] Гарнак А. Сущность христианства. СПб., 1907. С. 1.
Назад

[11] Описание отбора оптимального паттерна см. Kroeber A.L. Configuration of Culture Growth / Berkeley, 1944, характер отбора новой научной парадигмы при развитии науки см.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
Назад

 

 

Западноевропейская культура XVII в. и начало Нового времени

А.А. Скакун Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова.… [88]

Русская культура в контексте мировой культуры

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.97-118 [97] История русской культуры, ее особенности, роль и место в мировой культуре в начале 90-х гг. XX в. вызвала большой…

Русская культура как объект исследования: основные подходы

[98] культуру России можно типологизировать по различным основаниям:… Изучение и осмысление отечественной культуры, к сожалению, отягощено бременем высказанных более чем за два столетия…

Социодинамика русской культуры

Каждый из пяти периодов действительно резко отличался от предыдущего и от последующего и характеризовался социокультурным своеобразием и внутренним… [104] реформ в России. Все они носили разрушительный характер и имели далеко идущие культурно-исторические последствия:…

Народ и интеллигенция: проблемы взаимопонимания

[117] Так как церковь не была способна навязать свои собственные идеи, то и… Милюков пишет о «интеллигенции» и о «народе» в целом. Однако в среде русской интеллигенции были люди, которые…

Некоторые итоги и выводы

Подведем некоторые итоги рассмотрения характерных черт русской культуры и особенностей ее становления и развития.

1. Русская культура, безусловно, великая европейская культура. Она является самостоятельной и самобытной национальной культурой, хранительницей национальных традиций, отражением особенностей национального характера.

2. Русская культура в процессе своего становления и развития испытала на себе влияние многих культур, впитала в себя некоторые элементы этих культур, переработала и переосмыслила их, они вошли в состав нашей культуры как ее органическая составная часть.

[118]

3. Русская культура не является ни культурой Востока, ни культурой Запада. Можно сказать, что она представляет собой самостоятельный тип культуры.

4. В результате разных причин, некоторые из них отмечены в данной лекции, русская культура не реализовала полностью своих возможностей, своего потенциала. Василий Розанов — русский философ конца XIX — начала XX вв. сравнивал русскую культуру с яйцом Жар-птицы, из которой сделали яичницу, не дав вылупиться редкой и прекрасной птице. Будем надеяться, что мы преодолеем все сложности современного этапа развития и в XXI в. культура России все-таки превратиться в прекрасную Жар-птицу.

Примечания

[1] Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 1990. С. 175.
Назад

[2] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 61.
Назад

[3] Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 315
Назад

[4] Бердяев Н.А. История и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 7.
Назад

[5] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 289.
Назад

[6] Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924. С. 28.
Назад

[7] Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157.
Назад

[8] Милюков П.Н. Очерки… М., 1994. Т.2, ч. 2. С. 467-468.
Назад

[9] Очерк развития русской философии. М, 1989. С. 28.
Назад

[10] Цит. по: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Ростов н/Д., 1996. С. 26.
Назад

[11] Шпет Г.Г Соч. М., 1989. С. 28-29.
Назад

[12] Экономцев И. (игумен Иоанн) Православие. Византия. Россия. М., 1992. С. 28.
Назад

[13] Там же.
Назад

[14] Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении // Византия и Русь. М., 1989. С. 229, 231.
Назад

[15] Там же. С. 232.
Назад

[16] Литература Древней Руси. С. 190-191.
Назад

[17] Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991. № 6. С. 223.
Назад

 

 

Культура информационного общества

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.119-124 [119] В конце XX в. усилился интерес к проблемам культуры и цивилизации. Обострение интереса к этим проблемам всегда…

Примечания

[1] Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 259.
Назад

[2] Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 277.
Назад

[3] Там же. С. 287.
Назад

[4] Там же. С. 290.
Назад

[5] Гармс Р. Философия фильма. Л., 1927. С. 11.
Назад

[6] См.: Шереветов В.И. Определение свойств виртуального // Виртуальное пространство культуры. СПб., 2000. С. 56-58.
Назад

 

Постмодернизм как феномен культуры

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.125-130 [125] Постмодернизм — культурное течение, проявившееся прежде всего в развитых западных странах, а затем в той или иной мере…

Примечания

[1] Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. М., 1988.
Назад

[2] Ивбулис В.Я. От модернизма к постмодернизму // Вопросы литературы. 1989, ¹ 9. С. 256-261.
Назад

[3] Постмодернизм и культура. М., 1991.
Назад

[4] Постмодернизм и культура (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1993, № 3.
Назад

[5] Бибихин В. Примечания переводчика // Жак Деррида. Позиции. Киев.: «Д.Л.», 1996. С. 191.
Назад

[6] Там же. С. 185.
Назад

 

Культурная антропология

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.131-141 [131] Когда встает вопрос о том, что является важнейшей темой для гуманитарной науки, в некоторых случаях биологии,…

Примечания

[1] Гирц К. В поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 183.
Назад

[2] Там же. С. 198
Назад

[3] em>Пондопуло А.Г. От этнографии-описания к этнографии-диалогу // Одиссей. М., 1991. С. 123.
Назад

 

 

Культурологические концепции в истории литературы

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.142-149 [142] Культурологические концепции в истории литературы связаны с размышлениями художника о роли, месте своего творчества в…

Примечания

[1] Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIX-XX вв. М., 1987. С. 52.
Назад

[2] Там же.
Назад

[3] Мандельштам О.Э. Собр. соч.: В 4 т. М., 1991. Т. 2. С. 257.
Назад

 

 

Риторика в контексте культуры

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.149-160 [149] «Заговори, чтоб я тебя увидел» — это древнее высказывание и сегодня может быть ключом для восприятия любого из нас. В…

Примечания

[1] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 81 т. СПб., 1890-1904. Т. 52. С. 815.
Назад

[2] Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С.13.
Назад

[3] Платон. Собрание сочинений: В 3 т. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. М., 1970. С. Т. 2. С. 392.
Назад

[4] Там же. Т. 1. С. 341.
Назад

[5] Звиревич В.Т. Цицерон: Философ и историк философии. Свердловск, 1988. С. 215.
Назад

[6] Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 352.
Назад

[7] Лакан Ж. Семинары. Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54)/ Пер. с фр. М., 1998. С. 66.
Назад

 

 

Размышление о вербальном языке молодежной культуры

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.160-166 [160] Обозначенная названием тема предполагает уточнение смысла, по крайней мере, двух выражений: «язык» и «молодежная…

Примечания

[1] Тютчев Ф. Стихотворения. М., 1976. С. 61.
Назад

[2] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 89.
Назад

 

+++

 

– Конец работы –

Используемые теги: Введение, культурологию, курс, лекций, ред, Сол, Соколова, СПб, 1670.116

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. 167 с

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА КУРС ЛЕКЦИЙ Введение в общую психодиагностику. Курс лекций
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ... МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА...

Курс офтальмологии КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ 1. Введение. Офтальмология и ее место среди других медицинских дисциплин. История офтальмологии. Анатомо-физиологические особенности органа зрения. 2. Зрительные функции и методы их исследования
Курс офтальмологии... КОРОЕВ О А...

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

Институциональная экономика. Курс лекций Тема 1. Введение в курс Институциональная экономика
Тема Введение в курс Институциональная экономика... История экономических учений Зарождение...

Курс лекций Экономика недвижимости Введение в курс. 3 Глава 1. Недвижимое имущество и его виды
Курс лекций Экономика недвижимости Кафедра Финансовый менеджмент Преподаватель Шаренков С Б...

Введение в культурологию. Курс лекций
В... Введение в культурологию Курс лекций Горелова И Н Лысенко Н Н Мухлынкина Ю В Рябова...

Введение в курс. Курс лекций Начертательная геометрия
Курс лекций Начертательная геометрияв которой рассматриваются следующие основные вопросы... Построение изображений или чертежей предметов... Решение геометрических задач в пространстве при помощи чертежей на плоскости...

Лекция 1: Введение в курс Экономика организаций предприятий КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
Лекция Введение в курс Экономика организаций предприятий Объект предмет структура... Лекция Предприятие и предпринимательство в рыночной... Основные понятия о предприятии Организационно правовые и организационно экономические формы...

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине Железобетонные конструкции Курс лекций. Для специальностей «Архитектура» и «Промышленное и гражданское строительство»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам