Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе

индивид как бы обретает в себе самом этот человекосозидающий механизм и получает вследствие этого власть, сходную с той, кото­рой у самых истоков мироздания укрощены первоначала человече­ского бытия - спонтанные, ничем не стреноженные силы «душев­ного жара».

Каждый из людей в раннем возрасте оказывается один на один с этими темными и непокоренными первоначалами человеческого бытия. Собственно, становление человеческого в каждом из людей состоит именно в обретении этой власти над первоначалами бытия, которая возникает в процессе и посредством механизма произволь­ного действия. Элементы этого механизма имеют чувственно-резонансный характер и конституируются в первичной и в истори­ческом (этнокультурном) и в актуальном (наличном) смысле для данного индивида общности, а через нее «проникают» в мир, при­роду, Космос. Проблема социализации молодых людей, адекватной природе чувственно-духовных процессов, в том и состоит, что об­щество через свои первичные образования должно выстроить ме­ханизм, который бы содействовал обретению власти над спонтан­ными силами «душевного жанра» каждым становящимся индиви­дом.

При этом важно, что такое «обуздание» «душевного жара» в своей исторической первозданности осуществлялось в первобыт­ном (этническом) коллективе сообразно коллективному действию и именно в «героические» моменты, т.е. в моменты преодоления уг­розы самому существованию первичного коллектива. В этом пре­одолении возникает некая обусловленная синергией взаимодейст­вующих в чувственном резонансе индивидов избыточность поведе­ния, которая предстает первоначально как выход за горизонт био­логически необходимых действий. Иначе говоря, избыточность состоит в том, что образцы поведения в произвольном действии ориентированы не на биологические потребности образующих по­пуляцию особей, а на общественные необходимости и экзистенци­альные качества индивидов. Именно в такой ситуации внутренняя чувственно-эмоциональная жизнь индивидов предстает как их вход в свои глубины и прежде всего как становление в этот момент из­быточного относительно их биологической сущности человеческо­го существования или появление экзистенциальных начал в их пер­возданной чистоте. Недаром К. Ясперс считал, что именно в погра­ничной ситуации, в моменты глубочайших потрясений человек прозревает свою экзистенцию как корень своего существования. Это означает, что «подлинная полнота жизни не в покое удрвлетво-