Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе

отношений постепенно становится гуманизация этих отношений отражающая метаморфозу самой целевой функции образования1.

Меняется и характер материального производства: целью его все более становится не просто производство предметно-вещных форм общественного богатства, а создание с их помощью и на их основе достойных человека материальных и духовных условий жизни с учетом его культурной принадлежности. Экономика все более и более начинает функционировать как средство, инструмент социокультурного развития. Такая историческая переориентация производства обусловливается наукой и создает условия для ста­новления личностно-ориентированной, человекомерной науки. Раз­витие нового вектора воздействия науки на производство (отноше­ний наука - человек) снимает собой свою исходную предпосылку (отношения наука - техника), т.е. отношения между наукой и тех­никой не только подготавливают возможности для развертывания отношений наука - человек, но и развитие последних преобразует саму направленность связи между наукой и техникой. Расширение отношений наука - человек придает воплощаемому в технике все­общему общественному знанию ориентацию на человека, в частно­сти, посредством наращивания универсального культурно-исторического содержания во всех элементах и системах .техники. В результате создаются условия для преодоления узкофункцио­нальной замкнутости техники на человека, ограничивающей прояв­ление субъектности труженика. Основным способом взаимодейст­вия человека с техникой становятся распредмечивание заложенного в ней богатства человеческих способностей и природных возмож­ностей, их субъективация, обращенность которой на процесс труда обеспечивает дальнейшее развитие как природосоциальной ком­плексности общественного производства, так и экзистенциального бытия человека.

В этих институциальных трансформациях инновационного общества просматриваются приготовления к будущей природосо­циальной активности человека, способной «схватывать» субъект-ность глобальной природы (биосферы) как сверхчувственного в своей тотальности не поддающегося освоению на основе непосред­ственной чувственности современного индивида. Появляется некая природоохранная внешняя координата в социальной деятельности. Само общество становится коэволюционным, в нем возникает сис­тема механизмов, обеспечивающих не просто вписывание в приро-

1 См.: Водопьянова Е.В. Перспективы образования будущего // Обра­зование в Сибири. - 1994. -№ 1.-С. 21-27.