Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

индивиды поставлены в ситуацию развития, они самовостребованы (востребованы из себя, своих глубин) как самобытные экзистенци­альные (не самостийные, а самостные) существа в со-бытии инди­видов первичного коллектива как целого. Такое бытие ставит ин­дивидов в со-стояние величайшей напряженности и беспощадной проблематизации самого себя, которое характеризуется полной проникнутостью, со-причастностью и ответственностью при ощу­щении того, что лишь своих сил и способностей недостаточно. Та­кая со-причастность требует предельного бодрствования и духов­ной жажды того лучшего и возвышенного, что вовсе не нами про­изводится.

В традиционном обществе ощущение того; что одних лишь своих сил и способностей недостаточно, жажда того лучшего и возвышенного, что вовсе не нами производится, оборачиваются снятием с индивида субъектных атрибутов и прежде всего реаль­ной онтологической ответственности и перекладыванием их на сверхчеловеческое авторитарное целое. Этот механизм заложен уже в характере предметной деятельности, в ее самозамкнутости посредством воспроизводительных форм и закованности в них1. Реально такая самозамкнутость практически ежедневно и ежечасно придает всем имеющимся возможностям свободного созидания омертвленный, уподобленный силе вещного порядка, косный фор-мообраз. Индивиды непрерывно вкладывают свои возможности в «фонд» инерции, обращая бытие проблемное в беспроблемное, за­ранее данное. Здесь развившееся сверхчувственное бытие как бы удаляло, обособляло людей друг от друга, что, с одной стороны, затрудняло возможность чувственного взаимопроникновения, обеспечивавшего антропогенез, с другой стороны, сверхчувствен­ное еще не было настолько развито, чтобы востребовать сознание как связь обособленных, социальных, предметных и индивидных аспектов деятельности, как открытие неявных связей человеческого процесса. В результате сложившееся единство чувственно-сверхчувственного стало тормозить антропогенез.

Потребовалась капиталистическая революция, в процессе ко­торой выделившиеся из общества капиталистические предприни­матели попытались преодолеть этот «фонд» инерции за счет других для себя, начав развивать «сверхчувственное» бытие в отрыве от индивидов, от их чувственного бытия. Как мы видели, обособлен­ность и автономность индивидов, их высвобождение из .«сплете-

1 См.: Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре... - С. 105.