Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

Преодоление культурно-антропологического кризиса связано с утверждением системы общественных отношений, восходящих к тем антропологическим качествам людей, раскрепощение и ини­циация которых являются источником энергии, стимулирующей созидательные социально-устроительные процессы в гармонии с природой и другими людьми, имманентные человеку, его родовой природе. Формирование такой системы общественных отношений (стимулирующей созидательные социально-устроительные процес­сы, имманентные человеку) происходит в системе синергетических взаимодействий постиндустриального общества по закону взаим­ного возникновения. Это означает, что не только сверхиндивидные механизмы функционирования социальных стандартов формируют человека, подтягивая его к имеющимся образцам, но и человек оче­ловечивает, одухотворяет их; и только очеловеченные, одухотво­ренные, преодоленные внешние социальные стандарты образуют человека.

Для этого общественные социальные стандарты (связи людей) должны быть подняты с уровня функции на уровень сущности (превращены из функциональной необходимости в свободную ас­социативную связь). Таковыми их может сделать только человек, а для этого он сам должен перейти с уровня функции на уровень сущности, т.е. очеловечиться, быть адекватным самому себе, своей самости, организованной экзистенцией.

Этот переход подготавливается изменениями материально-вещественных компонентов производительных сил, которые (изме­нения) складываются в систему самоуправляемых и в идеале замк­нутых в самих себя структур автоматического производства. В та­кой системе исчезает (это цель всех технических новаций) насиль-ное и жесткое распределение работников в различных точках сис­темы машин и механизмов. «Разделение труда, между людьми в непосредственном материальном производстве все более замещает­ся "разделением труда" между машинами или, точнее, если гово­рить об автоматике, внутри единого микроавтомата, а сотрудниче­ство людей по поводу трансформации производства - в сферу сво­бодно меняющихся социальных связей - приближается к форме "всеобщего труда"»1. Предпосылки такого процесса возникают до­вольно рано, накапливаются в истории, формируя определенную тенденцию, основным содержанием которой является становление нового типа субъекта труда, перестающего быть агентом процесса производства и становящегося рядом с ним.

' Библер B.C. Мышление как творчество. - С. 230, 231.