Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

процесс освоения и выработки социальных стандартов, когда он утверждает эту сущностную общность как их единую универсаль­ную укорененность в диалектике Вселенной.

Само по себе производство клиенто-ориентированной услуги в обоюдном синергетическом взаимодействии необходимое, но не­достаточное условие такой укорененности. В изолированной от природы социотехнической системе производство услуги нередко сопровождается десамизацией индивидов, их манипулированием собой и друг другом. Объясняется это тем, что содержание и значе­ние самости индивидов, возникая и разворачиваясь в произвольном действии, не может проистекать только от индивидуального Я или от другого. Оно предполагает активность самости в природе, когда самость как бы растворяется в объективном мире и вновь из нее вырастает. Тогда действие индивидов разворачивается не как свое-активность, своемерие, а как процесс становления и осуществления экзистенциальных начал самости, т.е. как произвольное действие. При этом экзистенциальное своегенное бытие самости в себе самой обращено к индивидуальным глубинам человеческой природы, по­тенциально воплощающей в себе бесконечное бытие природы, и разворачивается в сопряжении, коэволюции с природой. ;

Условия для такого экзистенциального бытия возникают в природосоциальном комплексе, когда наука, образование, произ­водство во взаимодействии с этнокультурой образуют систему, опосредующую онтогенез индивидов и ноосферогенез биосферы и общества. Становясь человекосозидающей, эта система возводит человека в позицию, где он открывает и обретает в себе самом ме­ханизм произвольного действия, получая тем самым власть, благо­даря которой укрощалась и возделывалась спонтанная энергия пер­воначал человеческого бытия - ничем не стреноженные силы «ду­шевного жара». Особенностью функционирования возникающих при этом человекосообразных общественных институтов является их синергетическое взаимодействие, ориентированное на человека. В результате наука, образование и производство, интегрируясь в цивилизационно-ориентированную этнокультурную среду, опо­средующую ноосферогенез в данном природосоциальном комплек­се, конституируются как феномены уже вторичные, производные от живых человеческих умений и способностей. Первичным стано­вится сам человек.

Это означает, что условием и носителем экзистенциального бытия, обращенного как к глубинам человеческой природы, так и к бесконечному многообразию Космоса, является сам чувственно-разумный индивид, конституирующий себя в специфической соци-


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ__________________

альной активности - произвольном действии (произ-ведении себя). Основания такой активности закладываются на ранних этапах он­тогенеза. Содержанием её является процесс синтеза (проектирова­ния) образного (символического), архетипического мира индиви­дов, который выступает в качестве основы любой целенаправлен­ной и целеполагающей деятельности. Именно в этой активности (произвольном действии) формируется необходимая для инноваци­онного общества культура изменения социальных стандартов. При этом становление архетипов предстает как процесс организации чувственно-резонансного мира индивидов, востребующего и ини­циирующего человекосозидающие начала культуры. В таком про­цессе экзистенциальный потенциал индивидов конституется как свернутая проекция самости в себя, вбирающая посредством куль­туры макрокосм природы (диалектику Вселенной, по Г.С.Батищеву) и организующая внутреннее бытие индивидов как микрокосм. Этот процесс разворачизается по закону взаимного возникновения, мобилизуя на полюсе индивида те врожденные психофизиологические качества индивидов, которые обусловлива­ют потенциал его человеческой природы. На полюсе общества он предстает как процесс формирования человекосозидающих соци­альных механизмов и стандартов, образующих то сверхчувствен­ное, которое, соединяясь с чувственным, тяготеет к сопряжению с природой, Космосом.

Такой ареал генезиса экзистенциальных начал обусловливает тот факт, что генезис разворачивается только в определенные, ха­рактеризующиеся высокой гибкостью, динамизмом, лабильностью психофизиологических качеств, периоды онтогенетического разви­тия индивидов, инициируя и организуя в них в большей или мень­шей степени потенциал человеческого. На последующих этапах онтогенеза возможности полной и имманентной мобилизации и организации этого потенциала снижаются, а то и вовсе утрачива­ются. В этой связи открытый Х.Ортега-и-Гассет феномен массово­го индивида есть своеобразный «продукт», свое «иное» того обще­ства, сущностной особенностью которого было вытеснение на пе­риферию общественной динамики производного действия как спе­цифической человекосозидающей социальной активности.

Очевидно, что существование на ранних этапах онтогенеза со­ответствующих условий для развития индивидуальных форм соци­альной активности, разворачивающихся в произвольном действии у определенной группы индивидов, не является гарантом того, что отсутствие соответствующих условий на последующих этапах он­тогенеза будет в полной мере обеспечивать воспроизводство дан-


3.4. Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

ной формы социальной активности у этих индивидов. Согласно закону взаимного возникновения механизм произвольного дейст­вия при отсутствии необходимых условий будет деформироваться. Однако очевидно и то, что соответствующие индивиды будут оты­скивать такие сферы общественной жизни, где их потенциал и воз­можности будут реализовываться в большей мере.

В индустриальном обществе производство ограничивало че­ловека рамками мирской аскезы, экономической, а затем техноген­ной рациональности (см. схему 3.2). Такое производство осуществ-

Схема 3.2. Эволюция саморегуляции индивида при переходе к постиндустриальной цивилизации


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
__________

ляется в социоприродных конгломератах. Как было показано, раз­витие клиенто-ориентированных услуг и инновационных техноло­гий разворачивается как естественно-хозяйственно-экономический процесс или интегрированная в биосферу система природно-социальных комплексов, где хозяйственные сообщества все более существуют в модусе этнических сообществ, которые посредством межкультурных взаимодействий начинают самореферентно (реф­лексивно) синтезироваться в целое. Своим внутренним основанием такой синтез полагает становление института планетарного челове­ка как своего «иного» возникающей биосферной цивилизации (приобретающей всемирный биосферный характер). В свою оче­редь, становление такого института обусловливается актуализацией личностной тотальности на основе эмансипации в синергетических взаимодействиях самости индивидов, того микрокосма, который релевантен макрокосмосу, биосфере.

Предпосылки такой личностной тотальности возникают в ин­новационном обществе. Характерные для инновационного произ­водства технологические (высокотехнологичное производство) и социокультурные (обусловленные новым статусом малых групп) изменения сами по себе требуют от работника своеобразного пред­принимательского подхода, ориентированного на самореализацию личности не путем манипулирования собой и не путем своеактив-ности, сдерживаемой «равенством сопротивлений», и обусловлен­ного им внешнего самоограничения, а путем высвобождения экзи­стенциального начала, самореализующейся самости. Здесь самоог­раничение и есть самореализация личности, когда, говоря словами поэта, «самое преступное для нее - убить в себе себя»1.

Это предполагает утверждение «этики демобилизации», отход от ценностей мирской аскезы и экономического рационализма и становление новой аскезы, ориентированной на мобилизацию^экзи-стенциальных потенций индивидов и необходимой прежде всего для выявления транспортируемого в знании драгоценного опыта духовного поиска и реального духовного обретения в процессе че­ловеческого общения. Такая аскеза, с одной стороны, есть ограни­чение «своеактивности» и «своецентризма», а с другой стороны, исключает пассивность, упование на чужие дарования вместо сво­их. Она требует от индивидов не наращивания сверх меры энергии деяния, но, напротив, сдержанности всех деятельностных сил и внутренней тишины, терпеливого воздержания ради того, чтобы дать в себе место новому дарованию.

' Вознесенский А. Взгляд. - М, 1972. - С. 85.