Экзистенциальная аскеза и произвольное действие

Таким образом, экзистенциальная аскеза характерна для лю­дей, строящих свое благополучие не на основе развития материаль­но-вещественных составляющих своего бытия с целью их накопле­ния и использования для дальнейшего развития производства, в том числе и для покорения природы как посланной Богом мастер­ской (как это устанавливает мирская аскеза), а на базе развития собственных личностных качеств. По существу, экзистенциальная аскеза направлена на преодоление неумеренного, внешнего приро­де (Вселенной) возвеличивания человека, заложенного мировоззре­нием, сформировавшимся еще в Новое время, которое в конечном счете полагает мирскую аскезу. Экзистенциальная аскеза в много­образии проявлений человеческого бытия фиксирует и разрабаты­вает те его измерения, которые надсоциальны, отражают несводи­мость человека к миру социальности. В масштабах общества как целого это связано с полимодусным состоянием общества, когда экономическое сообщество воспринимает содержание, развитое в этнической модальности общественного бытия. Этническое сооб­щество, актуализируя экзистенциальное бытие как свое иное, как бы вырывает индивидов из общества, организованного как социо-техническая система.

Таким образом человек входит в тот масштаб бытия, благода­ря которому возможен процесс преодоления автоматизма социаль­ных стандартов, инерции действующих форм общественного вос­производства. Наконец, экзистенциальная аскеза утверждает чело­века как некую тотальность, имманентную биосфере, сопряженную с миром, природой, Космосом. При этом сопряженность человека с миром обусловливается неисчерпаемостью и вместе с тем органи­зованностью (экзистенциальностью) внутреннего мира (самости) человека, его изначальной интенциальностью другому миру, при­роде и Космосу, возникающих в филогенезе в процессе произволь­ного действия, обеспечивающего возделывание спонтанного «ду­шевного жара» - этого специфического основания трансценди-рующей активности, модусами которой являются деятельность, производство символов, коэволюционность, разумность и вера.

Тем самым экзистенциальная аскеза обусловливает не только собственно исторический, историко-культурный масштаб человека, но и его естественно-историческую, естественно-эволюционную и коэволюционную размерность, когда индивид становится не только равновеликим миру, природе, Космосу, но и приобретает имма­нентную ему укорененность в диалектике Вселенной, которая явля­ется действительным основанием и источником его развития. В этой связи оказывается, что и «историческая реальность коренится


Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
___________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ__________

в более древнем и глубоком пласте - в биологической витальности, в жизненной силе, подобной силам космическим; это не сама кос­мическая сила, не природная, но родственная той, что колышет мо­ре, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звезды»1.

Развитие тенденции на эмансипацию экзистенциального нача­ла индивидов четко улавливается в динамике современной жизни. Как отмечается в литературе, «во всех современных развитых об­ществах христианство сменяется мироощущением освобожденной личности и экзистенциально-ориентированного самосознания. Это предполагает диалектическую трансформацию образа Бога в этиче­ские принципы справедливости, правды и любви. Другими слова­ми, религиозно-сакральные ценности перерастают в личностно-секулярные, предполагающие самореализацию и самоактуализа­цию личности на основе «ценностей бытия»2.

Тенденция на эмансипацию экзистенциального начала харак­терна и для современного производства. Здесь она выступает как «потребность современного производства в наделении рабочего и знаниями, и автономностью», которая «пробивает себе путь через сегментацию рабочей силы по категориям, с социальной дистанци­ей и даже противостоянием между операторами машин и их кон­тролерами и диагностами, ремонтниками, наладчиками, между ра­бочими и техниками, мастерами, но особенно - программистами»3. Она скрывается и за тем падением профессиональной и трудовой этики, ростом потребительства, культуры досуга в ущерб заинтере­сованности в труде как формы самореализации, особенно харак­терными для молодежи, озабоченность проблемами которой стала проявляться в западной общественной литературе в конце 60-х -70-е годы4. Эти процессы рассматриваются как «симптомы конца "трудового общества" и "экономического человека", ориентиро­ванного на удовлетворение в первую очередь материальных по­требностей и рассматривающего труд и предпринимательскую дея­тельность как основные формы существования, способы самоут­верждения и самореализации»5.

' Ортега-и-Гассет Х- Восстание масс // Вопр. философии. - 1989. -№3.-С. 129.

2 Джрназян Л.К Культ и раболепие // Социс. - 1988. - № 5. - С. 68.

3 Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного
труда // Социс. - 1993. - № 5. - С. 127.

4 См.: Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйственной и
предпринимательской деятельности. - С. 228.

5 Там же.