Инновационное предпринимательство как механизм формирования экзистенциальной аскезы

Неопределенность будущего, риск обусловливают специфиче­ское экзистенциальное состояние предпринимателя, связанное с тем, что достижению успеха в этих условиях сопутствуют обстоя­тельства, порождающие тревогу и страх. С этим предприниматель должен считаться и этому он должен противостоять. «Он постоян­но находится в маргинальных ситуациях, которые преодолевает, противодействуя тем, кто претендует на его успех и его ресурс»1. Очевидно, такие жесткие 1ребования к роли предпринимателя и обусловливают тот факт, что слой предпринимателей в развитом капиталистическом обществе очень тонкий - до 4% населения2. Тем не менее, как отмечалось, предпринимательский стиль поведе­ния с характерным для него горизонтом поиска творческого подхо­да к делу, способностью нетрадиционных решений, обусловленно­стью базовыми (экзистенциальными) качествами, индивидуальным стилем делового поведения приобретает в инновационном общест­ве все большее распространение, становится императивом деловой жизни.

Что же касается ограниченного распространения способности постоянно находиться в маргинальных ситуациях, неготовности многих людей существовать в специфическом экзистенциальном состоянии, характерном для предпринимательской деятельности, то это, как представляется, связано с доминированием в современном обществе «массового человека» - человека без индивидуальности, «индивида без особых достоинств». В этой связи распространение предпринимательского стиля поведения обусловливается и опосре­дуется институционализацией механизма произвольного действия, в современном обществе, обеспечивающего производство и вос­производство соответствующих индивидов на раннем этапе их он­тогенеза.

Однако сфера воздействия предпринимательства на общество на инновационном этапе его развития не ограничивается только хозяйственной жизнью, равно как и способ воздействия не ограни­чивается «созидательным разрушением», понятым только как пре­образование системы управления. Такое «разрушение» потому со­зидательно, что оно обеспечивает новое открытие традиционных культур, их органическое включение в процессы осовременивания. В результате не только складывается тенденция оествления хозяй­ства, возврата к его естественным основаниям, но и формируется новый механизм общественных трансформаций, в основе которо-

1 Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М., 1992. - С. 153.

2 Бизнесмены России: 40 историй успеха. - М, 1994. - С. 167.