Произвольное действие как произ-ведение себя индивидами

ления в сфере социального и культуры оно превращало в бытие, соответствующее критериям бытия Гомо сапиенс и всего того, что оказывалось втянутым в сферу этого бытия»1.

Но экзистенциальное стояло «на страже исполнения стратеги­ческих потребностей» именно потому, что оно порождало культу­ру, в своей основе ориентированную на самодетерминацию инди­вида через другого. И наоборот, само экзистенциальное формиру­ется благодаря культуре именно в условиях, когда складывается гармония реальной жизнедеятельности и ее потенциальной экзи­стенции. Такая гармония создавала условия для возникновения ис­торического масштаба самости человека, когда посредством куль­туры осуществлялось формирование потенциально бесконечной глубины его внутреннего бытия, содержательно организуемого эк­зистенцией, которая благодаря именно, этой глубине приобретает свою «вневременность» и «наисовершенность», скрытое за «эмпи­рической необнаруживаемостью» развитое содержание. Культура для экзистенции играла своеобразную майевтическую роль, как бы «вытягивая» смыслы из глубин человеческой самости посредством диалога с другим, а через него - с Универсумом. Дело в том, что содержание, как и значение, самости не может проистекать только от индивидуального «Я» и от другого - оно предполагает актив­ность самости в окружающем мире. «Внутренняя сущность, и куль­тура самости остается пустой, если не растворяется в объективно­сти и вновь из нее не вырастает»2. Именно потому, что человек и природа сосуществуют сопряженно, существуют культура и ее цель - «максимальное развитие субъективного и объективного духа по принципу совместимости»3.

Таким образом, природа, культура и экзистенция сопряжены. При этом культура есть развернутая проекция вовне (в макрокос­мос) обогащенной социальным самости, которая разворачивается в самодетерминации через другого. Индивидуальность существует в модусе культуры, равно как и культура существует в модусе инди­видуальности. Культура - это очаг «мира» (мировой очаг) возделы­вания индивидом самого себя, самотворения индивида на основе «всеобщего самосознания». Это означает, что как реальность куль­тура существует не в своем вещественном выражении, не в напеча­танных текстах, но в «личностном общении», в духовном и духов­но-практическом творении людьми своего мира и себя самих.

Еремеев А.Ф. Первобытная культура... -С. 144. Козловски П. Культура постмодерна. - М, 1997. - С. 74. 3 Там же. - С. 67.