Генезис капиталистического предпринимательства

государства как их (индивидуальных целеустремлений) непринуди­тельная координация через рынок. Происходит разрыв между соци­ально-культурной и экономической жизнью индивидов. В резуль­тате возникает такая форма рациональности, «которая уже не уста­навливает социально обязательные, всеобщие цели (ценности), стремясь осуществить их социально с наименьшими затратами»1. «Общественно определяющей становится формальная рациональ­ность, которая стремится достичь с наименьшими затратами лю­бых, социально и культурно не устанавливаемых, индивидуальных целей. Общество и хозяйство действуют уже не ценностно-рационально, т.е. соотносительно с материально-ценностными тре­бованиями, сплачиваясь с наименьшими затратами через социаль­ные ценности в некое символическое единство, а целерационалъно в соответствии со всеми индивидуальными целями, объединяясь че­рез ценовые сигналы в единый рынок. При. этом ценностно-рациональные действия вполне могут обходиться без принуждения, если ценности являются общепринятыми, однако их критерии ра­циональности выводятся не из субъективных, а из объективирован­ных целей»2.

Субъект в таком обществе, выстраивая свое хозяйство путем выхода в рефлексивное экономическое пространство, стремится организовать это пространство путем введения в нем рационально сконструированных общих для всех правил. Это - внешнее единст­во, оно зиждется на принципе плюралистической свободы, соглас­но которому индивидуальные эгоизмы и пороки должны сдержи­вать друг друга без абсолютных ценностей на основе закона и «ра­венства сопротивлений» (А.И.Солженицын). «Это свобода от -свобода против других»3. Отсюда, как писал еще в 1831 г. Н.В.Киреевский, «святость внешних форм и отношений, святость собственности и условных постановлений»4. В этой связи, отмечает В.Н.Сагатовский, «стержень западной культуры - это моя изнутри идущая воля, а свобода - право на ее реализацию, ограниченное лишь рационально сконструированными внешними- общими прави­лами»5.

1 Козловски П. Этика капитализма: Эволюция и общество: Критика
социобиологии. - СПб, 1996. - С. 21, 22.

2 Там же. - С. 22.

3 Сагатовский В. К Соборность и свобода: Понимание свободы в
русской и западной культурах // Русская цивилизация и соборность. - М.,
1994.-С. 166.

4 Цит. по: Сагатовский В.Н. Соборность и свобода... - С. 166.

5 Там же. ;.