МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА

вечество стоит на пороге решительных перемен, затрагивающих основные принципы миро- и жизнеустроения. Несомненно, что экспансия потребительской психологии рано или поздно будет ос­тановлена, но не простыми запретами или проповедями: Можно придумывать различные концепции, программы и рациональные планы, но все они будут рушиться, как только в игру вступят стра­сти. «Страсти может усмирить только очень мощный дух»1. «Чело­вечество стоит на пороге новой, постиндустриальной аскезы, осно­ванием которой является экологическое самоограничение потреби­тельских обществ. Но аскеза никогда не выступает в качестве од­ной только материальной необходимости - нужна ее высшая, ду­ховная легимитизация, отнесенность к первооснованиям, к перво-смыслам человеческого бытия»2.

Пока неясно, как произойдет такая легимитизация, и взоры ис­следователей всего чаще обращаются к религии. Как считает А.С.Панарин, отступление гуманитарной культуры перед техниче­ской связано с иссяканием религиозной энергии в современном мире. «Гуманитарная культура не может выжить в мире, где «Бог умер», ибо там, где слабеет присутствие идеала и роль духовного измерения, там неизбежно усиливается самодовлеющая телесность в таких ее ипостасях, как техницизм, вещизм и безудержный гедо­низм»3. Но, как представляется, иссякание религиозной энергии -исторически естественный процесс. Собственно, сам проект модер­на, возникший в Новое время, с его наукоцентрическим ядром, по мнению некоторых исследователей, является реакцией на истоще­ние религиозной энергии, «ответом на неудачные попытки найти на религиозно-теологической почве межконфессиональный синтез и примирить «развоевавшуюся» Европу, столкнувшуюся с непреодо­лимостью конфессиональных конфликтов и войн. Растянувшиеся, почти на двести лет попытки объединения Европы с помощью межконфессионального синтеза и примирения (от Николая Кузан-ского до Бруно) привели к полному разочарованию в них, а вместе с тем и в религии вообще»4. При этом религии не только не смогли обеспечить межконфессиональный синтез, но и продемонстрирова-

' Померанц Г. Диалог культурных миров 'II Лики культуры: Альма­нах.-Т. 1.-М., 1995.-С. 454.

2 Панарин А.С. Между непримиримой враждой и нераздельным
единством / Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круг­
лого стола») // Вопр. философии - 1995, № 6. - С. 4, 5.

3 Там же. -СП.

4 Визгин Вик.П. «Эзотерика» и наука: эффект резонанса // Наукове­
дение - 1999. - № 3. - С. 210.