ем народа в советский период, что отображало цивилизационную специфику России и являлось базой для дальнейшего развития. Тем самым в очередной раз была прервана история страны. Но мир и Россия в том числе вошли в постмодернистскую эпоху, когда перерывы истории недопустимы, когда само изменение, реформирование общества предполагает обращение к его историко-культурным истокам. В результате реформы превратились в квазиреформы, в процесс ожесточенного накопительства. Свобода и Прогресс, прочитанные через призму культуры уходящей модернистской эпохи и понятые в качестве нарастающего располагания и обеспеченности сущим как благом, обернулись ожесточенным, ничем не сдерживаемым перманентным переделом вещных «благ», созданных в советскую эпоху. В этой связи не случайно вместо обещанного инновационно и социально ориентированного рынка страна вдруг откатилась назад, к эпохе первоначального накопления.
Более того, исключение из наличного актуального бытия не
давнего прошлого обернулось элиминацией из общественного раз
вития механизмов, формирующих будущее, таких социальных ин
ститутов, как наука и инновационное предпринимательство. Во
всем мире существуют формы поддержки государством рисковых
высокотехнологичных фирм, в России же зона инновационного
бизнеса является, по существу, зоной бедствия, где предпринима
тели не только не имеют никакой поддержки и работают на свой
страх и риск, но и реализуется без каких-либо ограничений агрес
сивная стратегия зарубежных конкурентов, направленная на раз
рушение российских инновационных фирм. j.
Вообще говоря, попытка ускоренной вестернизированной модернизации, игнорирующая постмодернистские реалии, - опасная затея. Она предпринималась без учета характерной для России специфики, выражающейся, в частности, в том, что основанием цивилизованного синтеза того социального пространства, которое объединяет Россия, является «рациональность по ценностям». Этот эн-тиконцентричный тип цивилизационного единства строится на «неспособности проводить последовательное различие между повседневными рутинными обязанностями и высшим служением»1. В такой цивилизации «из всех сил, движущих общественной жизнью, наиболее могущественной и в конечном счете всегда побеждающей, оказывается всегда сила нравственной идеи, поскольку она есть вместе с тем нравственная воля, могучий импульс осуществить
1 Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры. - С. 181.