Инновационное предпринимательство и наследие индустриально-капиталистического развития

человека, на которых только и может базироваться объективное знание природы. Важным требованием становится не детермини­рованность разума никакими предпосылками, кроме свойств и ха­рактеристик изучаемых объектов: Природа исследуется так, как если бы человека в момент познания еще (или уже) не было. Здесь мышление как бы со стороны обозревает объект, постигая таким путем его истинную природу. Данная установка исходит из поло­жения, что объект познания представляется стационарным и его можно расчленить на производные части. Происходит абстрагиро­вание от исторически обусловленного субъекта и его собственной материальной деятельности. Возникает образ абстрактно мысляще­го гносеологического субъекта, который занимается наукой не ради жизни, а ради знания, т.е. воплощает собой бытие гносеологиче­ской абстракции. Поскольку происходит абстрагирование от миро­воззренческих аспектов, касающихся связи познания и самопозна­ния, индивидуальное своеобразие творческой деятельности челове­ка в расчет не принимается.

Становясь условием и основанием развития техники, опосред­ствующей связь человека с природой, такая наука ориентируется на развитие естественно-природного (субстратного) содержания тех­ники, абстрагируясь от ее влияния на природу и человека. Тем са­мым возникающее единство науки и индустриального производст­ва (реализуясь через «живую систему машин») лишь увеличивает господство прошлого труда, придает масштабность и всеобъемле-мость воздействию человека на природу в соответствии с характер­ным для индустриального общества принципом производства ради производства.

Такое единство науки и материального производства в инду­стриальном обществе предполагает все более жестокую привязку самой науки к обслуживанию потребностей и запросов индустри­ального производства, что влечет за собой появление специфиче­ских форм институциализации науки, в которых доминирует фаб­ричный тип разделения труда, надличностные объективированные способы ее функционирования и развития. Наука превращается в некий аналог собственно материального производства. Деятель­ность ученых все более специализируется, становится частичной и строится по образцу фабрики с характерной для нее внешней фор­мальной организацией и соответствующим типом управления. Ос­новная часть работников большой науки (научных сотрудников) мало чем отличается от наемных работников, занятых в материаль­ном производстве, поскольку «даже добившись значительных ре­зультатов в узкой области своей профессиональной деятельности,


Глава 2. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕНОГО МИРА

они лишаются возможности охватить всеобщее содержание этой деятельности»1. Научный труд, являющийся, по сути, всеобщим трудом, реализуется в социальных формах совместного труда, все­общее содержание которого воплощается в деятельности управлен­ческих структур. Но и управление в большой науке оказывается формальным, бессодержательным, т.е. бюрократическим, и не мо­жет выходить за пределы общего менеджмента, а отсюда - втяги­вание науки в систему стоимостных отношений, которые в прин­ципе чужды научной деятельности как всеобщему труду.

Эти процессы усиливаются в связи с мировыми войнами, ко­гда такому управлению придается централизованный характер, обеспечивающий интенсификацию исследований, нужных для во­енных целей. Традиционное отношение к науке сменилось в XX в. прагматическим взглядом на науку как насредство решения воен­но-политических, народно-хозяйственных и социальных задач. При этом в развитии науки уменьшается вес внутринаучных факторов -таких как методологические регулятивы, рост теоретического зна­ния, и увеличивается значение тех приоритетов, в которых заинте­ресовано общество2.

Неэквивалентный обмен с его экономической рационально­стью обусловливает формирование «культуры современности»3, для которой характерны устремленность к экономическому росту, нарастающая с повышением уровня жизни, конкурентное начало в борьбе за экономический рост. Утверждаются представления о бес­предельных потребностях и их бесконечном удовлетворении с по­мощью все увеличивающегося богатства, когда благ становится все больше и больше, а технологии делаются все лучше и лучше. С этим связывают воедино также сплав науки, человеческое благопо­лучие, всеобщее образование и индивидуальную свободу. Прогресс предполагает быструю унификацию, универсализацию и стандар­тизацию окружающего мира. Все страны движутся от архаических форм организации с их несообразностями и неразумием к истинно-

1 Злобин Н.С. Изменение места и роли науки в мировом социально-
историческом процессе // Социальная динамика современной науки. - М,
1995.-С. 179.

2 См.: Огурцов А.П. Научный дискус: власть и коммуникация (допол­
нительность двух традиций) // Филос. исслед. - 1993. - № 3. - С. 42.

3 См.: Eisenstadt S.N Reappraisal of Theories of Change and Modernisa­
tion // Social Change and Modernity / Eds. H.Haferramp, N.J.Smelser. - Univ.
California Press, 1992. - P. 412-429.