Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе

мым получило значение и достоинство общечеловеческого1. Одна­ко внутренней стороной такого взаимодействия культур является эмансипация человека.

Как уже отмечалось, возникающая в постиндустриальном об­ществе новая общественно-экономическая реальность предполагает такие имманентные человеческой природе качества, как инициа­тивность, творчество, умение действовать в неопределенной ситуа­ции и т.д. Однако развитие этих человеческих потенциалов до сих пор осуществляется преимущественно на основе специализирован­но-профессиональных качеств человека (отражающих многообра­зие социально-профессиональной структуры общества), наложения на его природу соответствующих искусственных стандартов, в том числе и за счет ограничения культуры. Именно формирование эт­нической модальности хозяйственных сообществ, захваченных ми­рохозяйственными взаимодействиями, придает этому процессу специфическую культурно-историческую направленность, запуская процесс формирования планетарного человека с его качествами, адекватными многообразию биосферы. Основанием такого запуска становятся глобализация и интенсификация межкультурных взаи­модействий локальных групп человечества (цивилизаций).

Здесь следует сказать, что межкультурные взаимодействия -это взаимодействия особого типа, они существенно отличаются от экономических (функциональных) взаимодействий, возникающих между группами. В фокусе взаимодействия культур находятся те процессы и те изменения, которые ведут к существенному переуст­ройству человеческой личности, перерешению человеком своего бытия. В современных условиях это связано с интенсификацией процесса расширения присущей человеку на данный момент степе­ни и меры всеобщности, что можно представить как введение ин­ститута планетарного человека. Этот процесс развивается как бы по двум линиям. С одной стороны, глобализация межкультурных взаимодействий обеспечивает манифестацию «всеобщего» как той области действительности, которая приобретает в результате со­средоточения проблем поистине глобального значения почти что эмпирически очевидные очертания, где сходятся, перекрещивают­ся, связываются в один узел интересы всего человечества. С другой стороны, происходит «открытие в самом "всеобщем" (т.е. в том, что реально существует в истории) глубоко скрытого и внешне чуждо-

Степин B.C., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классо­вых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция: Фило­софский альманах. - М, 1991 - С. 39.