Институциальные основания формирования способности произвольного действия индивидов в инновационном обществе

оритетного развития той части технико-технологической базы кон­кретных обществ, которая будет способствовать вписанию их в биосферу как целое, на принципах коэволюции. По самой своей природе эти техника и технология должны быть общечеловечески­ми, общецивилизационными, для них не должно быть отсталых (примитивных) обществ, - наоборот, техника и технология должны использовать конкретный опыт природосоциального бытия этих обществ, стать средством и способом превращения данного кон­кретного опыта в общечеловеческое достояние. Это означает, в ча­стности, что «личностная человеческая культура» возникает не пу­тем «вытеснения исторически сложившихся, особых для каждого культурологического типа иррациональных норм», как пишет К.Кантор, «научно обоснованными, конвекциональными, едиными для всех нормами функционального взаимовыживания индиви­дов»1. Функциональные нормы возникают в процессе диалога куль­тур, в который включается наука (все более превращаясь в культу­ру). Но и возникающие новые нормы - это нормы диалога культур, а не конвекциональные и функциональные. Именно поэтому, ста­новясь силой, предназначенной для того, чтобы создать такую об­щечеловеческую технико-технологическую базу, наука все больше превращается в общечеловеческое достояние, в буквальном смысле становясь всеобщим сознанием, свободным от границ.

Формирование такого сознания есть качественный этап в ста­новлении человечества как целого. Человечество не представляет собой некую данность, оно складывается в результате определен­ных усилий, действия конкретных обстоятельств. «Только посте­пенное осознание одинаковости способствует рождению такого универсального образования, как человечество»2. Здесь не обой­тись без определенных стадий, конкретных этапов, через которые эта идентичность осмысливается. Становление самосознания чело­вечества как целого обусловлено процессом становления общече­ловеческих ценностей, который и определяется эмансипацией в ч системе межкультурных взаимодействий универсального бытия человека как всеобщей предпосылки коэволюционного развития. В связи с тенденцией субъективации всех социальных процессов, движения в сторону большей свободы социальных субъектов (ин­дивидов в первую очередь) сам по себе процесс эмансипации эко-фильных архетипов как сущностный момент такой субъективации

1 Кантор К. Свободная личность как идеал культуры // Свободная
мысль. - 1997. - № 10. - С. 92.

2 Гуревич П.С. Философия культуры // Филос. науки. - 1995. - № 5-6.
-С. 43.