Тема 21. Сократ – идеальный герой античной философии

Сократ (469-399) как моралист-просветитель. Нравственное совершенствование человека – программа Сократа. Анализ ценностного содержания жизни – основное направление философствования Сократа.

Жизнь Сократа. Личные особенности: воздержность, самодетерминация. Духовный аристократизм, отношение к традиционным полисным нравам Афин. Патриотизм Сократа, гражданственность.

«Богословие» Сократа как источник мысли и деятельности идеализации.

Учение Сократа о благе и добродетели, открытие самостоятельной реальности ценностных общих понятий.

 

Тема 22. Индивидуалист-наслажденец (гедонист-киренаик; Эпикур и эпикурейцы)

Современное понимание «природы человека» как основа интерпретации этического натурализма индивидуалистического плана. Аристипп – основатель концепции последовательного гедонизма: биография, учение. Наслаждение как высшее благо киренаика. Пути достижения наслаждения. Образ идеального наслажденца. Следствия и противоречия идеала наслаждающейся личности. Саморазложение позиции киренаиков – Гегесий, Федор-безбожник.

Эпоха эллинизма, ее влияние на характер этических поисков. Жизнь и сочинения Эпикура (341-270). Соотношение эпикуреизма и гедонизма. Цель жизни, высшее благо и идеальная личность мудреца в этике Эпикура. Роль удовольствий в системе Эпикура, виды удовольствий и потребностей. Познание как условие освобождения от страхов. Боги Эпикура – идеальные эпикурейцы. Интерпретация «богословия» Эпикура А. Ф. Лосевым. Принцип уклонения. Роль дружбы в эпикурействе. Исторические судьбы учения: Лукреций как представитель римского эпикуреизма, отличие от Эпикура; Лоренцо Валла, Пьер Гассенди как интерпретаторы эпикуреизма в эпоху Возрождения.