Тема 23. Киник. Стоик

Кинизм. Происхождение термина. Антисфен (ок. 450 – ок. 360), его взгляды в изложении Диогена Лаэртского. Автономность добродетели у киников. Совершенствование индивида в кинической этике. Борьба с удовольствиями и ее итоги. Диоген Синопский – воплощенный идеал кинизма. Борьба Диогена со страстями. Противоречие кинизма: «аскетический гедонизм».

Историческое развитие школы стоицизма. Природа и самосохранение – основания, и исходный пункт этики стоицизма. Разум, судьба, боги – нормативный источнику стоической этики. Добро – зло и адиафора в стоицизме. Совершенная личность стоика на основе этики фатализма и долга. Антигедонизм стоиков, связь с кинизмом.

Поздние стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Образ стоика-мудреца в условиях социальной дезорганизации в Риме. Историческая судьба стоической этики.