Тема 24. Идеальный гражданин полиса – гармонически развитая, деятельная личность

Гражданственность этических размышлений Сократа. Гражданственность и полисный патриотизм как общеантичный идеал эпохи классики, его отражение в драматургии, литературе и искусстве.

Образ социально-деятельной личности в систематической этике Аристотеля (384-322). Учение Аристотеля о высшем благе. Блаженство как совершенная деятельность. Связь высшего блага с природой человека, его души. Учение о добродетели. Характеристика отдельных добродетелей. Справедливость и дружба. Социальность этики Аристотеля. Понятие и идеал добродетельной личности как идеал гражданина античного полиса.

 

Тема 25. Мудрец-трансценденталист (Платон; неоплатоники)

Жизнь и сочинения Платона (427-347). Связь с позицией Сократа. Этическая направленность идеализма Платона. Высшее благо. Оценка телесного Платоном. Учение о душе, строение души. Метемпсихоз. Иерархия благ – самосовершенствование души. Идеальный мудрец-трансценденталист в социальной этике Платона. Связь структуры государства со строением души. Роль сословия мудрецов в идеальном государстве Платона («Государство», «Законы»).

Аскетическая и мистическая направленность этики неоплатонизма. Модель бытия как основа ценностной иерархии: Единое – Ум – Душа – Материя. Двойственность человека, его этическая цель. Классы добродетелей: практические, теоретические, мистические. Неоплатонизм и христианство.