Б) Темы для самостоятельного изучения

Структура курса этики подробно обосновывается во вводной лекции. Для пользования данным разделом Указаний достаточно помнить, что в учебном курсе этики выделяются научно-теоретический и нормативно-аксиологический разделы. Если первый раздел отвечает на вопрос «что такое мораль?», то второй рассматривает вопросы моральных, нормативно-ценностных ориентаций современного человека. Научно-теоретическая этика, используя научные средства рассмотрения морали, трактует проблемы ее происхождения, сущности и структуры. Нормативно-аксиологическая этика рассматривает основные категории морали, нравственный идеал и моральные принципы личности. Важной частью нормативно-аксиологической этики является история этических учений. Ее назначение состоит в научении человека морали. Это научение осуществляется не назидательно-дидактически, а посредством ознакомления личности с опытом теоретического разрешения нравственных и мировоззренческих проблем, с практикой совершенствования человека в различных философско-этических системах.

Для указанной цели наиболее целесообразно обращение к истории античной этической мысли. В ней содержится все то множество трактовок нравственно-этических проблем, которые позднее неоднократно воспроизводились, видоизменялись в другие исторические эпохи. Античная этическая мысль в вузовском курсе имеет характер пропедевтики (введения) в самостоятельное изучение этической мысли Средневековья, Нового времени, отечественных этических концепций XIX-XX столетия.

При необходимости часть вопросов истории античной этики (темы 22, 23, 24) может быть изучена самостоятельно.

Выбор тем для самостоятельного изучения обусловлен доступностью материала и наличием изданных первоисточников. Литература и источники указываются отдельно по каждой теме. Общим учебным пособием по истории этики являются работы: 1) Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987; 2) История этических учений / под общ. ред. А. А. Гусейнова. − М.: Гардарики, 2003.

Структура методических указаний по каждой конкретной теме унифицирована и включает разделы:

а) вопросы для изучения темы;

б) краткий анализ теоретического содержания темы;

в) литература и источники для самостоятельного изучения;

г) вопросы для самопроверки.

Список тем для самостоятельного изучения

Тема 22. Индивидуалист-наслажденец (гедонист-киренаик, Эпикур и эпикурейцы)

 

1. Современное понимание «природы» человека.

2. Учение Аристиппа и его последователей.

 

Современное понимание «природы» человека является теоретической основой для интерпретации различных натуралистических течений в этике, в том числе гедонизма.

Как в истории этики, так и в современной науке под природой человека понималась, прежде всего, аффективно-эмоциональная и мотивационная (потребности, влечения) сторона психики и физиологии. Наиболее продуманную классификацию влечений и потребностей в нашей науке представил психофизиолог П. В. Симонов. Все потребности он разделяет на три основные группы: биологические, социальные и идеальные. Кроме этого, в качестве самостоятельных, выступают также потребности в овладении навыками, в преодолении препятствий (воля). Следует добавить еще потребность в самореализации, самосуществовании, о чем много писал американский психолог А. Маслоу.

Подробный анализ перечисленных потребностей имеется в работе П. В. Симонова. В контексте этой научной концепции нет места стремлению к удовольствию как самостоятельной потребности. Удовольствие – скорее следствие успешного функционирования потребностей.

Античный гедонизм в лице ученика Сократа Аристиппа (ум. около 366 г. до н. э.) наоборот провозглашает целью индивида и основой взаимоотношений удовольствие. Основные сведения об Аристиппе и его школе сообщает Диоген Лаэртский. В учении Аристиппа можно выделить три основных момента:

а) наслаждение как высшее благо, цель и содержание жизни индивидов;

б) пути достижения наслаждений;

в) следствия, выводы, противоречия гедонизма киренаиков.

Это не означает, что в текстах об Аристиппе есть три этих части. Это схема, по которой можно изучать его этическую концепцию.

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С. 86-89.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – С. 112-124.

3. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1987. – С. 23-51.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему потребности являются фундаментом жизнедеятельности личности?

2. Чем объясняется выделение в качестве основных трех групп потребностей?

3. Почему «воля» является разновидностью потребностей?

4. В чем отличие удовольствия и счастья в теории Аристиппа?

5. Можно ли считать принципом гедонизма Аристиппа достижение максимума удовольствия?

6. Знают ли, на Ваш взгляд, киренаики реальный путь к достижению удовольствия, отличный от общеизвестного?

7. Каковы моральные следствия гедонизма?

8. Видите ли Вы противоречия античного гедонизма, или же он логически и практически последователен?

9. Возможна ли практическая этика удовольствия?