Рационалистическая философия XVII века (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм исходил из идеи естественного. Научное (объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности.

Декарт – подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Для Декарта, очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна. В своих поисках встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «мыслю, следовательно, существую». Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Рационализм Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. В своей рационалистской методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.

Спиноза. В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы носит монистический характер, являясь учением о единой всеобъемлющей субстанции, которая есть все, как и все есть субстанция. В основе онтологии Спинозы лежит положение о тождестве бога и природы. Природу он рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции. Субстанция предстает как порождающая природа, противопоставленная бесконечности единичных вещей. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств, составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два: протяженность и мышление.

Лейбниц. Реальный мир, по Лейбницу, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в гармонии; существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров».

Согласно Лейбницу, субстанция как исходное начало всего сущего должна обладать абсолютной простотой и неделимостью, а потому не может быть сложной, т.к. сложная субстанция зависела бы от простых; субстанция не может быть и протяженной и по причине бесконечной делимости пространства.

Монады – и есть простые неделимые субстанции, которые обладают духовной природой. Каждая монада - некий замкнутый мир, отражает при этом в себе весь мировой порядок. Находящимися в деятельном состоянии, монады имеют собственную определенность, отличающую их друг от друга. Три вида монад по степени их развития:

1- монады низшей степени развития обладают пассивной способностью восприятия, образуют физические тела - предметы неживой природы.

2- Монады – души, обладают ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир.

3- Монады – духи, наделены сознанием, определяют природу человека.

23.Английский эмпиризм XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк).(!)

Эмпиризм – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания, прежде всего, научно организованный опыт или эксперимент.

В 17-18 вв. философия развивалась под прямым влиянием естественных наук. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) соединил в своем творчестве науку и философию. Свои взгляды он изложил в работе «Новый Органон», противопоставив их умозрительным взглядам на природу у Аристотеля, его «Органону» (свод научных положений – органон). Фрэнсис Бэкон развил эмпирическое направление философии, основанное на анализе опыта

Бэкон считается основателем опытной науки нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. Он предложил обширную программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Индукция у Бэкона приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции, распространенной в то время, он выдвигает на передний план истинную индукцию, дающую новые выводы. Предпосылкой реформы науки должны стать очищение разума от заблуждений.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал – английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности и государства. Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от её возникновения.