Философия всеединства В.С.Соловьева.

Религ-ная фил В Соловьева (1853-1900) была выражен в виде опред системы взглядовв кот доминир след основн идеи: идея всеедин-ва чел-ва, природы и бога. Идея богачел-ка или божеств природа чел-ка. Его свободы ответ за свои дела. Идея об осуществ цапрства бож ша Земле. Идея миров мудрости, кот хар-тся понятием софия. Гл идея – всеединства. Речь идет о един-ве чел-ва, кот изначально облад общими родовыми кач-вами. Имея единую природу (от Бога) и данную богом душу чел-во тем не менее расколол на мн народы, нации, рассы, кот вражд др с др на полит эконом и религиозн почве. С. счит что фил должна способствоваьб воссоединен чел-ва через объедин кл-р и религии всех народов. В этом проявл идея соборности на мир уровне. По С. воссоедин чел-ка долно происход в услов торжества христ-ва, кот будет принято боьшинством населен планеты. Выступ за объединене катол-ва, протестанцизма и правос-вия, как ветви внутри христ-ва. Он писал о победе христ-ской идеи в буд, ког «все челов-тво сольется в единую и неразд-ную вселенск церковь». Фил всеедин ориент не только на сближение всего народа, но и на сближен чел-ка и природы, а гл о сближен чел-ваа и бога. Это возможно лишь если чел-во будет жить в соответ с учением и заповед бога. Конечн рез-том развит мира будет утвержд царства Божия, воссоед мира со своим творцом, т.самым бует восстанов абсолют всеединство. С. развил учен о софии, как мир мудрости, кот. Явл основой всеедин, объедин людей на принципах истны, добра и красоты. На этих полож основ фил любви и нравствен Вл.Сол. Принциы всеед отмеч и теорией познания (гносеолог) С. Он счит, что познан мира чел-ка и бога должно носить целостн хар-ер. В нем соед: опыт людей, наука, интуитив созерцание, мистич восприят мира, вера. Фил и наука значимы лишь в единстве с религ верой. При этом знание о реальн мире дает наука, о дух мире – фил, о боге – верой.

Соловьев. Основные принципы фил-и С-ва: 1) Главная цель - создание философской системы, основанной на "цельном знании" ® в России рождается философия всеединства. С-в считает, что эмпирическая теория не явл-ся полной. Ни одно внешнее явление не может быть познано вне отношений к другим явлениям, а эти отношения могут быть познаны только средствами мышления, но необычного. Эмпирическое и рациональное познание должно дополняться внутренним познанием, которое явл-ся следствием абсолютного бытия - веры. Истинное знание - результат эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. 2) Мир, бытие - абсолютное становящееся, бог - абсолютное сущее. Только проникшись чувством абсолютной любви можно подняться до бога. Для С-ва материя - результат первоначального греха. 3) Бог - абсолютное, сверхчеловеческое ® ему открыта область личного бытия, состоит из 3-х элементов а) дух, б) разум, в) душа. 4) бог - любовь в рамках святой троицы и отношении к миру. 5) Человек - вершина творения. 6) Мир в своем развитии проходит 2 этапа а) до человека - эволюция природы, б) человеч-я деятельность - история. Создается 5 уровней: царство минералов, растений, животных, человеческое, божье. В божьем - принцип всеобщего добра. 7) Думает как славянофилы. Но на востоке - бесчеловечный бог, на западе - безбожный человек. Преодолеть это способен русский народ. Россия воссоединит распавшиеся народы ® воссоединение бога с человечеством.

35.В.С.Соловьев и Н.А.Бердяев о «русской идее».

Понятие «русская идея» было выдвинуто Соловьёвым. В дальнейшем это понятие было рассмотрено Бердяевым. Оно вкл-т: особенности рус. средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, споры западников и славянофилов, проблемы русского социализма. В работе Бердяева «Русская идея», он выступил против идеи евразийства, что судьба России связана с идеями христианства. По Бердяеву русская фил-я показала, что русская и европ-я культуры не совместимы. Русскому духу свойственны – радикализм и нигилизм. Уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем по европейски воспитанные русские интеллигенты. Поэтому большевизм стал судьбой России. Коммунизм в России никогда не будет побеждён силой. Он будет преодолён путём духовного перерождения и религиозного покаяния и возрождения.

Соловьев о русской идее. В развитии народов, и в частности в истории России Соловьев видел 2 стороны. С национальным он связывал все положительные явления и достоинства того или иного народа, а снацинализмом – всё негативное с точки зрения христианской морали. Национализму, разрушающему народ он противопоставли принцип христианского самопожертвования, т.е. жертвенность и благо во имя других народов. По мнению Соловьева, два велкиких подвига в российской истории – призвание варягов для образования русского государства и реформы Петра I. Национальное самоотречение дало русскому народу образовательные средства для совершения им всемирно-исторической задачи. На новом этапе развития российского общества Соловьев под самоотречением видел отказ от православной исключительности и установление непосредственного взаимодействия с католической церковью, которая должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России. Соловьев таким образом пытался решить проблему кризиса православия, но не находил понимания ни в официальных и религиозных кругах, ни среди интеллигенции.

В книгах "Истоки и смысл русского коммунизма" ,"Русская идея" Бердяев, исследуя истоки и смысл русского коммунизма, приходит к выводу, что коммунизм - это продукт русского национального характера, которому свойственна мессианская идея освобождения человечества и спасения народов от завоевателей, не раз находившая за долгую историю России практическое воплощение. Многие завоеватели, устрашая Восток и Запад, сумев покорить многие народы, придя в Россию, терпели поражение: Тамерлан, Чингисхан, Наполеон, Гитлер. Русские, таким образом, завоевывали не только себе свободу, но и освобождали от порабощения другие народы. Так что мессианская идея ортодоксального марксизма - освобождение всего человечества от эксплуатации через мировую революцию - это не что иное, как модификация русской мессианской идеи.