Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

- одна из теорий локальных цивилизаций.

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), философ, культуролог. Книга «Россия и Европа» (1871)

Единой всемирной цивилизации не существует. Есть лишь индивидуальные, локальные цивилизации (т.н. культурно-исторические типы).

Они включают в себя, как правило, близкие по крови народы.

Каждая из цивилизаций (типов) принципиально отличается от другой, благодаря 4-м основам (критериям):

- религиозная;

- культурная (искусство, нравственность, наука);

- политическая;

- социально-экономическая.

Ядро каждого культурно-исторического типа составляют т.н. «исторические нации» (имеющие собственную национальную идею и задачу).

К ним примыкают народы-неудачники. Они служат для исторических наций этнографическим материалом (поглощаются им, ассимилируются). Например: для России – карелы, мордва, черемисы.

Всего выделял в истории человечества 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, римский, греческий, европейский (романо-германский).

Славянский тип – зарождающийся, противостоящий европейскому. Задача России – объединить славян..

40.Материалистические идеи в русской философии XIX – XX в.в. (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

 

Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.

 

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

 

Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.

 

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

 

Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

 

Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:

 

Н.Г. Чернышевский;

 

марксист Г.В. Плеханов.

 

Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

 

Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни.

 

Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.

 

В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.

 

Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

 

Основными направлениями естественно-научной философии были:

 

• материалистическое;

 

• социально-политическое.

 

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

 

Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

 

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

 

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

 

Можно выделить три этапа развития советской философии:

 

• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

 

• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное,

 

 

определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

 

• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.

 

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:

 

• проблема ценностей;

 

• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";

 

• проблема гносеологии;

 

• проблема сознания;

 

• проблема идеальности;

 

• проблема культуры;

 

• проблема философских методов.