Материализм и идеализм как основные направления в истории философской мысли.

В решении философских проблем, касающихся развития мира и его познания, преобладают материалистический или идеалистический подходы. Материализм и идеализм – два основных и наиболее широких направления в философии. Они различаются по тому, как они решают вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Материализм исходит из признания первичности бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению, духу. Бытие первично, сознание вторично, т.е. производно от материи, от человеческого бытия. Идеализм за первичный признает дух, сознание мышление, а за вторичное – бытие, материю, природу. При этом объективный идеализм берет за основу всего сущего независимый от человека «мир идей» (Платон), или же развитие «мирового духа» (Гегель). А субъективный идеализм исходит из того, что мир есть комплекс ощущений человека (Беркли, Юм и др.). или что сознание человека первично по отношению к обществу и его культуре. Материализм и идеализм – это не только различные мировоззрения, но и различные способы мышления – материалистический или идеалистический. Того и другого способа мышления могут придерживатся физик и биолог, политолог и т.д. Так экономист (теоретик или практик) может исходить из реальной жизни, из учета действий объективных экономических законов (например закон о стоимости), их основопологающей роли в развитии экономики. Тогда он поступает как реалист. Но есть и такие экономисты, которые игнорируют действия экономических законов, не признают их. Они произвольно создают экономическую модель исходя из своих субъективных представлений о тех или иных экономических явлений. В этом случае они выступают как идеалисты в экономике, так как выводят суть экономических явлений из мыслительной конструкции. Использование какого-то одного способа мышления – материалистического или идеалистического называется монизмом (от mono – один). Существует материалистический и идеалистический монизм, исходящие из определяющей роли материалистического или духовного начала в развитии мира и человека. Противоположный монизтическому дуалистический способ мышления (от dua – два) исходит из того, что материальное и духовное – это два различных начала в развитии мира и деятельности человека. Наиболее видным дуалистом был Рене Декарт (17 в.). Он высказал идею о материальной и духовной субстанциях, развивающихся по своим законам независимо друг от друга.

Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии.

1. Идеализм - природный мир вторичен по отношению к духовному миру, к Богу.

- объективный идеализм – независимость идеи, бога. Духа – вообще идеального начала не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Гегель)

- субъективный идеализм – независимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Беркли)

2. Материализм сближает философию и науку. Материалисты считают, что философия должна заниматься изучением реального мира. Природа первична по отношению к духу.

- материализм Древнего Востока и Древней Греции – предметы и окружающий мир рассматривались сами по себе, независимо от сознания, и состояли они их материальных образований и элементов (Фалес, Демокрит)

- метафизический материализм Нового времени в Европе – изучение природы по механической форме ее движения (Бэкон, Локк, Галилей)

- диалектический материализм – органическое единство материализма и диалектики (Маркс, Энгельс)

- последовательный материализм – принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм)

- непоследовательный материализм – отсутствие материалистического понимания общества и истории (Фейербах)

- вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей