рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема I. Культурология как наука

Тема I. Культурология как наука - раздел Культура, Введение   В...

Введение

 

Время, в которое мы живем, знаменует собой не только смену веков и тысячелетий, отмеченную во всех календарях, но и смену исторических эпох, фиксирующую слом одной культурной парадигмы и возникновение на ее обломках другой. Политические и социальные, научно-технические и мировоззренческие перемены все чаще принимают характер кризисных трансформаций, порождая, тем самым, ощущение кризисности самого человеческого бытия. Постмодернистские настроения отражают дух нашего времени – болезненную ломку сознания, ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, неясные контуры которого не обещают ничего определенного и надежного. XX век актуализировал эсхатологическое чувство, устами своих пророков заявив о неизбежной гибели мира, в котором «Бог умер» (Ф.Ницше), «реальность агонизирует» (Ж.Бодрийар), где «забвение бытия» (М.Хайдеггер) предвещает «конец истории» (Ф.Фукуяма) и даже «конец человека» (Г.Марсель). Но онтологическая всеобщность новейшего кризиса вызвала необходимость радикальной переоценки ценностей: современный цивилизационный сдвиг резко изменил роль культуры в жизни социума. Заведенное в тупик политическими проектами и развитием техногенной цивилизации общество судорожно ищет выход в сфере культуры. Именно культура как средоточие всех базовых – социальных и духовных, логических и эмоциональных, нравственных и эстетических – смыслов человеческого бытия оказывается той силой, с помощью которой общество рассчитывает вырваться из тисков современного кризиса.

Смена парадигмальных оснований произошла и в гуманитарных исследованиях. Проблемы культуры, вчера еще представлявшиеся факультативными, сегодня осознаются как фундаментальные. Сравнительно новая гуманитарная дисциплина – культурология – постепенно становится генерализирующей наукой, способной концептуально и целостно осмыслить социальную действительность. Культурология выступает как самосознание культуры, которая уже не рассматривается как эпифеномен социального. Ныне общепризнано: культура пронизывает все без исключения состояния социальной жизни. Естественно, что вне культурологического рассмотрения разговор о человеке, истории, обществе сегодня едва ли возможен или, точнее, едва ли окажется продуктивным.

Предлагаемое учебное пособие призвано познакомить студентов с основными темами курса культурологии и фундаментальными проблемами теории культуры. Широкое поле исследования – от анализа онтологических оснований культуры до феноменологического описания ее процессов и тенденций, от поиска закономерностей культурно-исторического развития до рассмотрения форм и типов культуры – позволяет осуществить комплексный подход к главному предмету культурологического изучения.

В современной науке накоплен огромный объем идей, представле­ний и концепций, позволяющий исследовать феномен культуры с различных, подчас диаметрально противоположных познавательных и ми­­ровоззренческих позиций. Учитывая это обстоятельство и стремясь воссоздать реальную полифонию современной культурологии, пособие анализирует различные научные установки и стратегии – неокантианство и «философию жизни», семиотику и психоанализ, герменевтику и «аналитическую психологию». Критической интерпретации подвергнуты краеугольные для современной культурологии теории: концепции О.Шпенглера и К.Ясперса, Г.Риккерта и М.Бахтина, З.Фрейда и К.Г.Юнга, Н.Данилевского и А.Дж.Тойнби, Х.Ортеги-и-Гассета и П.Сорокина.

По замыслу авторов пособие должно стать опорным материалом для самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям. Учебный материал сопровождают вопросы и методические советы по их изучению, а также списки рекомендуемой литературы, в которых указаны как классические культурологические работы, так и современные учебные пособия, в том числе и подготовленные сотрудниками кафедры истории и культурологии МЭИ.

Тема I. Культурология как наука

Два корня слова «культурология» (лат. cultura – возделывание, обработка, почитание и греч. logos – понятие, учение) задают проблемное поле научной… История культурологической мысли насчитывает несколько тысячелетий, ведь… Немало факторов предопределило возникновение и развитие культурологической науки.

Культурологическая мысль в России.Первые опыты определения понятия «культура» в России связаны с эпохой Просвещения, когда прогрессивные идеи западноевропейской мысли стали проникать в Россию и активно осваиваться. Уже в начале XVIII века термин «культура» вошел в русские словари, его употребляли в традиционном латинском значении и связывали не только с земледелием, но и с нравственностью. Позднее смысловое значение термина расширилось: его стали понимать как «искусство», «просвещение», «образование». Более глубокое осмысление приходит в 20 – 30 годы XIX столетия в трудах просветителей Я.Козельского и А.Галича (одного из любимых лицейских преподавателей А.Пушкина), чья трактовка понятия культуры близка к идеям И.Канта.

С именем выдающегося мыслителя России П.Чаадаева (1794 – 1856) связан следующий этап в осмыслении самой культурной истории. В цикле «Философических писем», в статье «Апология сумасшедшего» Чаадаев высказал ряд мыслей, явившихся серьезным поводом для разговора о культуре Запада и России, о прошлом, настоящем и будущем европейской и особенно русской культуры, поставил ряд важных вопросов: что такое Россия, какое место занимает она в культурной истории человечества, в чем особенность русской культуры?

Идеи, высказанные Чаадаевым, глубоко взволновали всех мыслящих людей России. Зародилась дискуссия, послужившая стимулом к развитию основных направлений отечественной общественно-политической и культурологической мысли – «западничества» и «славянофильства».

Чаадаев, определявший культуру как духовное образование общественно-исторической жизни, полагал, что ее максимальное выражение имеет место в христианской традиции Запада. Утвердившийся в русском сознании взгляд на Россию как на европейскую христианскую страну вызывал у него сомнение. По мнению Чаадаева, «византийское наследие» (православие) оторвало русскую культуру от латинского (католического) Запада. Россия тем самым была поставлена вне истории. Вместе с тем полагая, что у России есть надежда – через просвещение и цивилизацию – открыть для себя новые перспективы, он выдвинул идею «сознательного патриотизма». У России, по Чаадаеву, есть предназначение: найти свою «национальную идею». Этот поиск – акт не рациональный, а провиденциальный и мистический. У русского народа есть скрытый, нереализованный, огромный потенциал.

«Западники» и «славянофилы» сделали свои выводы из «национальной идеи» Чаадаева. Первые сконцентрировались на идее некапиталистического пути развития России через крестьянскую общину к социализму. Вторые стали искать основу «национальной идеи» в допетровской Руси. К западническому направлению русской культуры принадлежали такие яркие личности, как А.Грановский, А.Герцен, Н.Огарев, В.Белинский, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев и др. Они обогатили русскую общественно-политическую и эстетическую мысль интересными идеями, но непосредственно проблемами культуры представители этого направления занимались мало. Славянофилы – А.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, братья А.К. и С.К.Аксаковы, Ю.Самарин, А.Кошелев и др. – активно занимались именно культурологическими вопросами. Идеологи славянофильства обратили внимание на изучение самобытности духовной жизни русского народа. Самобытность, по их мнению, составляет основу культуры. Без нее невозможно ни сохранить лучшее в культуре, ни достойно развиваться в будущем. Славянофилы были европейски просвещенными людьми: подолгу жили за границей, обучались в европейских университетах. По их мнению все лучшее, что отличало культуру Запада – развитие науки, достижения в образовании – достойно внимательного изучения и продуманного применения в России. Они проявляли неподдельный интерес к своей истории, к истокам культуры. Многие из них, прекрасно зная историю славян, путешествуя по славянским странам, своими исследованиями внесли существенный вклад в развитие науки. Например, П.Киреевский собрал уникальный фольклорный материал, вылившийся в солидный труд под названием «Песни русского народа».

Среди поздних славянофилов яркой фигурой отечественной культурологии был Н.Я.Данилевский, чей знаменитый труд «Россия и Европа», опубликованный в 1869 г., стал явлением мировой культурологической мысли. Нельзя не отметить и К.Н.Леонтьева, в книге которого «Восток, Россия и Славянство» нашли подтверждение и развитие основные идеи Данилевского.

Начало «золотого века» русской философии обычно связывают с именем выдающегося религиозного мыслителя Вл.Соловьева. В его размышлениях о судьбе русской культуры и ее месте в мире переплетаются славянофильские и западнические идеи. Главные работы Вл.Соловьева – «Оправдание добра», «Три силы», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» – имеют непреходящее значение для развития отечественной культурологии. В центре внимания Вл.Соловьева – христианская культура, которая, по его мнению, должна развиваться на основе органического соединения положительных элементов духовной культуры христианского Востока и Запада.

В дальнейшем осмыслением проблем развития культуры в целом, выявлением особенностей русской культуры в частности занимались наследники Вл.Соловьева – выдающиеся русские религиозные философы Н.Бердяев и С.Булгаков, В.Розанов и П.Флоренский, Д.Мережковский и Л.Шестов, И.Ильин и Н.Лосский, Б.Вышеславцев и В.Эрн, Л.Карсавин и Е.Трубецкой, Н.Трубецкой и Г.Федотов.

Глубокий анализ проблем культурного развития России содержится в знаменитых сборниках «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1922), составленных из статей лучших представителей русской интеллигенции. К сожалению, судьба большинства авторов этих сборников, как и всех русских мыслителей «серебряного века», сложилась трагически: одни по решению советской власти были высланы из страны, другие вынуждены были покинуть родину из-за невозможности реализовать свой творческий потенциал в новых исторических обстоятельствах, третьи оказались в ссылке и лагерях.

Впрочем, несмотря на политическую и духовную несвободу, откровенное идеологическое давление и постоянную угрозу личного преследования, советский период развития отечественной культурологии не был бесплодным. М.Бахтин и А.Лосев, Г. Шпет и Ю.Лотман, А.Гуревич и В.Библер и др. внесли весомый вклад в развитие мировой культурологической мысли.

 

 

Вопросы

 

1. Предмет и методы культурологии.

2. Культурология как наука: возникновение, развитие, основные проблемы.

3. Развитие культурологической мысли в России.

 

 

Методические советы

Подготовку первого вопроса начните с анализа этимологии слова «культурология». Охарактеризуйте предмет культурологии, выделите основные направления… Ответ на второй вопрос подразумевает изучение истории культурологических… Подумайте, почему определяющей для развития культурологической мысли стала эпоха Просвещения? Какие культурологические…

Тема II. Понятие культуры

По праву относящееся к числу фундаментальных понятий новейшей гуманитаристики понятие «культура» не только прочно вошло в научный обиход, оно… Разумеется, это многообразие (современные исследователи насчитывают от трехсот… Понятие «культура» появляется в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура», то есть природа. Оно обозначает…

Вопросы

 

1. Культура как система ценностей, идеалов и норм.

2. Природа человека и культура. Концепция культуры З.Фрейда.

3. Императив культуры и императив жизни: культурологическая концепция Х.Ортеги-и-Гассета.

 

 

Методические советы

Непосредственная задача этого семинарского занятия – осмысление феномена, а стало быть, и определение понятия культуры. Методологический принцип –… Для ответа на первый вопрос внимательно прочитайте главу «Основные условия… Что такое ценности? Как Вы понимаете требование равновесия материальных и духовных ценностей? Какие ценности вы…

Тема III. Культура как система. Структурная целостность культуры

Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе «Первобытная культура». На основе изучения большого… Большое влияние на становление представления о культуре как о целостной… - технологическую подсистему, которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических…

Вопросы

 

1. Культура как целостная система: основные концепции.

2. Функции культуры как целостной системы.

3. Диалектика материального и духовного как проявление структурной целостности культуры.

 

 

Методические советы

При изучении первого вопроса, прежде всего, необходимо усвоить значение таких понятий, как «система», «системный подход», выработав стройное и… Изучение второго вопроса ориентирует на понимание функциональности культуры,… Рассмотрение третьего вопроса следует начать с уяснения смысла и основных принципов структурного подхода к изучению…

Тема IV. Язык культуры. Знак, символ, миф, архетип

Культура, таким образом, представляет собой попытку открыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесеннос­ти со смыслом сущего. Она… Не вызывающий сомнения факт человеческого объединения и культурного… Исследованием культуры с точки зрения ее знаковости занимается специальная, сложившаяся в ХХ веке, дисциплина –…

Вопросы

 

1. Семиотика культуры.

2. Знак и символ в культуре: сходство и различия.

3. Миф в структуре языка культуры.

4. Архетипы и их роль в мировой культуре. Теория культурных архетипов К.Г.Юнга.

 

 

Методические советы

Культурология – наука о смысле культуры, ее стратегия – движение от явления культуры к сущности. Но сущность всегда являет себя: культура никогда не… Определите предмет семиотики, укажите методы, которые она использует. В чем… Ответ на второй вопрос подразумевает сравнительный анализ знака и символа в системе культуры. В современной семиотике…

Тема V. Культура и история. Закономерности развития

Культуры

В культурологической и философско-исторической мысли издавна сложились две концепции, бытующие и в наше время: всемирно-историческая и… Вместе с тем существует и другой подход к человеческой истории. Впервые… Своей главной книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер (1880 – 1936) дал подзаголовок «Очерки морфологии мировой…

Вопросы

 

1. Всемирно-историческая и культурно-историческая концепции в культурологии. Традиционная схема мировой истории и ее критика О.Шпенглером.

2. «Осевое время» в истории мировой культуры: концепция К.Ясперса.

3. Жизненный цикл культуры.

4. Кризис культуры. Культура и цивилизация.

 

 

Методические советы

Ответ на первый вопрос начните со сравнительной характеристики всемирно-исторической и культурно-исторической концепций. Укажите исторические истоки… Подготовку ответа на второй вопрос начните с чтения фрагментов книги К.Ясперса… Третий вопрос семинарского занятия предполагает знакомство с основными идеями так называемой «органической» теории –…

Тема VI. Типология культуры

Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью… Разделение культуры на различные типы зависит от поставленных задач, для… Питирим Сорокин (1889–1968) рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных…

Вопросы

 

1. Принципы и методы типологии культуры.

2. Основные социальные типы культуры: массовая, элитарная, народная, профессиональная.

3. Восточный и западный типы культуры.

4. Специфика конфессиональной типологии культуры. Какое влияние оказывает религия на разные стороны жизни общества?

5. Исторические типы культуры.

 

 

Методические советы

Ответ на второй вопрос начните с определения оснований для социальной типологии. Приведите примеры деления культуры по различным признакам:… При выделении региональных типов культуры в третьем вопросе определите… Отвечая на четвертый вопрос необходимо проанализировать общие черты и отличительные особенности конфессиональных типов…

Тема VII. Доминанты культурного развития России

Прежде всего, надо отметить относительную молодостьроссийской культуры. Большинство современных государств либо создавали свою культуру с древнейших… Природные обстоятельства, в которых формировалась русская цивилизация, условия… Еще одной особенностью русской культуры является ее открытость. Русская культура на всем протяжении своего…

Вопросы

1. Особенности русского менталитета. Какие условия повлияли на его формирование? 2. Становление христианского мировоззрения на Руси. 3. «Бинарность» русской культуры.

Вопросы

 

1. Партикуляризм как способ решения проблемы обособленности культур.

2. Универсализм как способ решения проблемы взаимосвязи культур.

3. Идея диалога в культурфилософии.

4. Концептуальные воплощения идеи диалога культур.

 

 

Методические советы

Второй вопрос также предполагает относительность той позиции, которую занимают представители универсализма в понимании проблемы взаимодействия… Осмысление третьего вопроса желательно начать с уяснения внутреннего значения… Изучение четвертого вопроса, в первую очередь, следует связать с историко-культурным постижением феномена диалога…

Темы рефератов

2. Аксиология и культурология. 3. Психоанализ и культура. 4. Мир культуры в трактовке Э.Кассирера.

Библиографический список

  1.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре //Культурология. XX век:… 2.Гвардини Р. Конец Нового времени //Вопросы философии, 1990. № 4. С.142–163.

Оглавление

Введение………………………………………………….…………………….3

 

Тема I. Культурология как наука (И.А. Подкопаева)......................................4

 

Тема II. Понятие культуры (А.Н. Михайлов)………...……………………....12

 

Тема III. Культура как система. Структурная целостность культуры

(С.М. Прокопьев)…….……...…………………………………………….......21

 

Тема IV. Язык культуры. Знак, символ, миф, архетип

(А.Н. Михайлов)………………………………………………………….........30

 

Тема V. Культура и история. Закономерности развития культуры

(А.Н. Михайлов)…………….………………………………………………...38

 

Тема VI. Типология культуры (Н.Д. Ермишина)…...……………………....48

 

Тема VII. Доминанты культурного развития России (Н.Д. Ермишина)......63

 

Тема VIII. Взаимодействие культур: обособленность, взаимосвязь,

диалог (С.М. Прокопьев)…………………………………………………......70

 

Темы рефератов……………………………………………………………....79

 

Библиографический список………………………………………………….81

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, Культурология, наука0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема I. Культурология как наука

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КП ® юридические науки ® общественные науки
ПРИМЕРЫ СОБЫТИЙ И ДЕЙСТВИЙ... Событие смерть Президента РФ новые выборы... Правомерное действие принятие законопроекта в м чтении ГД передачу его на рассмотрение СФ...

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ. Статистика как наука
Статистика как наука... Предмет статистической науки основные понятия и... Метод статистики Задачи статистики на современном...

Понятие информация используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие информация связано с различными системами понятий
Слово информация происходит от латинского слова informatio что в переводе означает сведение разъяснение ознакомление... Понятие информация является базовым в курсе информатики однако невозможно... Понятие информация используется в различных науках при этом в каждой науке понятие информация связано с...

История геологии; корифеи отечественной геологической науки и практики (Ломоносов, Карпинский, Вернадский, Ферсман, Губкин, Заварицкий ), их вклад в науку
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ Вопросам минералогии геологии и горного дела он посвятил целый ряд трудов среди которых наиболее... АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КАРПИНСКИЙ В году он защитил диссертацию на звание... В период годы он президент Минералогического общества России Опубликовал работы по палеонтологии...

Тема 1. Социология как наука. Введение в социологию
Тема Социология как наука Введение в социологию Объект и предмет социологии... Понятие личности... Личность особое социальное качество индивида приобретаемое им в процессе жизни по мере развития его связей с...

Наука, её особенности и социальные функции. Философия науки
Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том. что научное мышление… В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем… Именно эти особенности отличают науку как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм. Социальные функции…

Лексическая тема: Из жизни замечательных людей. Учёные-медики. Грамматическая тема: Типы сложноподчиненных предложений.
Специальность Общая медицина... Кафедра русского языка... Методические рекомендации...

Предмет, завдання та структура психології як науки Психологія –наука і система знань про закономірності, механізми, психічні факти і явища в житті людини
Психологія наука і система знань про закономірності механізми психічні факти і явища в житті людини... Основними механізмами психіки людини є відображення проектування і... Об єктом вивчення психології є психіка як функція мозку Предмет психології закономірності розвитку і проявів...

МОДУЛЬ I ЛЕКЦИИ.. 7 Раздел 1 Общий теоретический курс. Тема 1 Статистика как наука и сфера деятельности
ВВЕДЕНИЕ... МОДУЛЬ I ЛЕКЦИИ... Раздел Общий теоретический курс Тема Статистика как наука и сфера деятельности...

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Объект и предмет социологии Место социологии в системе наук... Структура и функции... Методологические подходы к анализу общества Объект и...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам