Реферат Курсовая Конспект
Общая характеристика культуры первобытной эпохи - раздел Культура, Общая...
|
Первобытные верования связаны с особыми церемониями, ритуалами (ритуал - исторически сложившаяся форма символического поведения, выражающая культовые взаимоотношения и ценности), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни - рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников), смерти.
Городская стена - неотъемлемая часть китайского градостроительства.
Каждый китайский город был окружен стеной. Неотъемлемость понятия "стена" от понятия "город" выразилась в том, что они обозначались одним и тем же словом "чэн". Естественно, что к городским стенам, придававшим городу его статус, относились с предельной тщательностью и вниманием. Поэтому городские стены в Китае представляют собой совершенно уникальный тип архитектурных сооружений.
Искусство возведения стен достигло своего совершенства на севере, наиболее часто подвергавшемся нападениям кочевников. Стены Пекина, построенные в начале XV векапри династии Мин, вполне заслуженно пользуются всеобщей известностью . Такие же высокие и крепкие стены можно встретить повсюду в северо-западных провинциях, а особенно в Шэньси, где они окружали каждый уездный город. Современные стены большей частью построены при Мин.
Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.
Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.
Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью. В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами ( кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства
Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта.
В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские идеи. В различные периоды развития живописи на неё наложили свои отпечатки конфуцианство, даосизм и буддизм. В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр. Образам китайской живописи придавалось символическое значение , связанное с идеями древней космогонии. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника: “Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли... Между ними заботливо расположи пейзаж”.
Скульптура - Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнаменти знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле.
Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н.э.).
Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая -Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.
Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.
Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура — эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура — эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов.
Декоративно-прикладное искусство Китая - отличается разнообразием форм и тонкой работой, многие произведения признаны уникальными. Мастерство народных умельцев охраняется государством и передается из поколения в поколение, многие изделия идут на мировой рынок и охотно раскупаются зарубежными гостями.Специфическое искусство отличается использованием ценных и специфических материалов в качестве сырья. Нефритовые изделия, например, представляют собой образец тончайшей резьбы, при обработке мастера умело используют естественный рисунок, блеск, цвет и форму нефрита, которые чудесно сливаются в произведении и со всей полнотой демонстрируют чудо природы. Всемирно известна перегородчатая эмаль «цзинтайлань». Перегородчатая эмаль возникла в годы минского императора, правившего под девизом «Цзинтай», когда самой известной была синяя (по-китайски: «лань») перегородчатая эмаль. Ее основой служит бронза и бронзовая проволока, из которой делают орнамент, затем его покрывают золотом и серебром, в результате изделие выглядит роскошно и великолепно. В основном из перегородчатой эмали делают вазы, блюда и кубки. Народное декоративно-прикладное искусство приобрело ярко выраженный национальный колорит и местную специфику, оно отличается многообразием. Формы народного декоративно-прикладного искусства — бумажная вырезка, связывание декоративных узлов, плетеные изделия, ткачество, вышивание, резьба, ваяние и живопись.
К произведениям японского декоративно-прикладного искусства традиционно относят лаковые, фарфоровые и керамические изделия, резьбу по дереву, кости и металлу, художественно украшенные ткани и одежду, произведения оружейного искусства и т. д.
Особое значение придавалось также и монтировке меча, состоящей из довольно большого числа отдельных деталей, многие из которых являются самостоятельными произведениями искусства. Рукоять меча вырезалась из дерева магнолии, потом обтягивалась кожей ската или акулы и оплеталась шелковым или кожаным шнуром. Гарда меча (цуба) служила главным украшением рукояти. Цуба могла быть разной формы (круглой, овальной, квадратной, трапециевидной, формы цветка хризантемы и т. д.), их ковали из железа, меди, бронзы, многие были украшены серебром, золотом или специфическими японскими сплавами. Каждая цуба имела свой неповторимый декор (прорезные силуэты, гравировка, инкрустация, накладки из различных металлов в виде драконов, рыб, всевозможных животных, людей, богов, цветов, деревьев) и была, фактически, произведением ювелирного искусства. Как и клинки, многие цубы украшались иероглифическими подписями создававших их мастеров. Кроме цубы рукоять имела еще несколько декоративных элементов, в том числе маленькие металлические фигурки — мэнуки,располагавшиеся под шнуром. Мэнуки, часто украшавшиеся серебром и золотом, могли иметь самые причудливые формы: дракон, играющий с жемчужиной; луна в облаках; человек, спящий на цветке павлонии; демон — тэнгу; морской рак или насекомое.
(Шеснадцатый вопрос ) 16. Искусство пейзажного сада.
Сады и парки Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно дзэн, внешнее не существенно, главное находится внутри. Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном. Такой уникальный подход к архитектуре садов возник не сразу и не случайно. История пейзажного садоводства в Японии насчитывает 1300 лет,и началом всему явился самый старый комментарий об устройстве садов - Сакутэйки (Трактат о садоводстве) - был написан в Японии, вероятно, во второй половине ХI века. В основе Сакутэйки явно лежит немалый практический опыт пейзажного садоводства. Одни разделы рассматривают некоторые аспекты композиции, а другие объясняют, как разрешать технические проблемы.
Тем не менее, считается, что основы пейзажного искусства были заимствованы японцами с Корейского полуострова и из Китая,примерно в VII веке н.э. К тому времени японцами уже был выработан свой собственный стиль садоводства, расположения прудов и крошечных островков, представляющих море и острова, и насыпей, представляющих горы. Сходные черты можно видеть и в садах иных частей Азии, но японский композиционный подход уникален.
Стиль японских садов не оставался неизменным. В период XIV-XV веков, появился знаменитый стиль карэсэнсуй (сухой пейзаж). Этот стиль был принят в основном дзэн-буддийскими храмами,поскольку выражал суровость и аскетизм философии Дзэн, к которой в то время стремились. К XV веку чайная церемония становится специфическим японским ритуалом, который оказал влияние на дизайн японских садов - стали использоваться камни для перехода через ручей, а для освещения тропинки, ведущей к чайному домику, использовались каменные фонари. Эти фонари вскоре стали популярными предметами садового обихода и теперь считаются неотъемлемым элементом традиционных японских садов.
Веками при создании композиции садовых сцен японцы использовали принципы сяккэй ("заимствованного пейзажа") - все, что находится в отдалении принимается во внимание при создании сада и используется как его часть для достижения целостного эффекта.
Японцы, привнося новое в сады, не отказывались от старых приемов работы. Более старые стили продолжая существовать, охотно впитывают новые, дополняются ими. Общность традиций всего Востока заключается в философском подходе к созданию искусственных ландшафтов, поиску внутренней красоты и целостности, направленному на нахождение баланса и гармонии.
Холмистый сад -Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересечённые.
Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Японский пересеченный ландшафтный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко разворачивающимся, искривленным, как это бывает в натуре.
Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке - утоптанную тропинку. Мостики и переходы через ручьи и декоративны и полезны. Ни один из названных элементов не повторяется, все сооружения уникальны.
Японцы используют воду для придания композиции большей жизненной энергии. В подборе деревьев здесь предпочтение отдается хвойным. В садах много нарядных пород. Пальму первенства, несомненно, держит японский клен, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре.Цубуки - японская камелия - одно из любимых цветущих деревьев.Однако ничто не может сравниться с сакурой - японской вишней. Перед ней преклоняются. Любят японцы и бамбук. Считаясь символом благородства, бамбук придает утонченный оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают оркестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к самосозерцанию.
Сад камней -Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в архитектуре "сада камней". японский сад камней - уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты.
Городские парки и сады - очень популярным в Японии, начиная с 1966 года, стало строительство садов на крышах - используется каждый, даже сравнительно небольшой кусочек пространства, для создания сада и даже парка. Один из крупнейших садов на крыше имеет Гранд-Отель в Саппоро, Хоккайдо.Общая площадь сада - 660 кв.м., и с улицы обыватель даже не может подумать, что наверху лежит такой дивный оазис. Следующая тенденция массового городского озеленения - создание балконных садов. Балконным садоводством увлеклись в начале 90-ых. Специфической формой озеленения жилого пространства в Японии становится создание маленьких садиков, расположенных в пределах дома. Сад, гармонично вписанный в жилое пространство, создает иллюзию того, что вы находитесь не дома, а на улице. Такие сады используются японцами и для проведения чайных церемоний.
Художественная культура греческой классики
Художественная культура греческой классики развивается как профессиональное искусство и базируется на эстетической теории. В эстетической культуре разрабатываются и систематизируются принципы бытия: целостность, гармония, ритм, мера. Эти принципы формообразования лежат в основе всей художественной практики античной культуры, придавая ее творениям совершенный характер. Гармония для древнего грека есть выражение спокойствия, надежности, удобства. Ритм воплощает органическую вписанность человека в космос, природу, полис, а также сообразность природным процессам и явлениям. Целостность понималась в античной культуре периода «классики» как завершенность, а ценилась как «совершенство», «прекрасное». Эстетическая теория периода «классики» разрабатывает категориальный аппарат. Эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое – выражают ценностное отношение древних греков к бытию и быту. Эстетическая категория «калокагатия» позволяет оценить человека с точки зрения гармонии и меры в нем духовного и физического, внешнего и внутреннего, с точки зрения органичной «вписанности» его в мир космоса, природы, социума. Введение эстетической категории «катарсис» инициирует становление проблемы эстетико-художественного восприятия произведений искусства. Эстетическая теория уделяет значительное внимание проблемам художественного творчества, роли и места искусства в жизни общества. Ведущая роль в развитии художественной культуры в Элладе принадлежит Афинам. Расцвет Афин справедливо связывают с именем первого стратега Перикла (444 – 429 гг. до н.э.). Около него группировалась интеллектуальная и художественная элита – поэт Софокл, архитектор Гипподам, «отец истории» Геродот, знаменитые философы того времени. Победа демократии, несомненно, расширила возможности художественного развития афинян.
Архитектура, музыка, театр, скульптура, монументальная живопись, литература как хоровод муз входят в жизнь граждан Афин. Афиняне были окружены прекрасным. Красота понималась как высший закон искусства. Плутарх утверждал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей.
Архитектура в греческой культуре - Большое место в художественной культуре греческой классики занимает архитектура. Наибольшее распространение в архитектуре ранней классики получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса.
При Перикле создается самый замечательный из ансамблей классической эпохи – Афинский акрополь, который господствует над городом и его окрестностями. Над ним работали архитекторы Иктин и Калликрат, а оформление принадлежит Фидию – важная культурная победа в Древней Греции.
Разрушенный во время персидского нашествия, акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон – храм Афины Девы – покровительницы Афин. Он являлся основным святилищем афинян, и там же в нем находилась общественная казна.
Склон Акрополя был использован для возведения театра Диониса. Планировка и постройка Акрополя были выполнены под общим руководством величайшего скульптора Греции – знаменитогоФидия (вторая и третья четверти V в. до н. э.).
В классической Греции успешно осуществляется программа градостроительства. После 446 г. до н.э. город Пирей приобретает правильную планировку под руководством архитектора Гипподама. В 479 г. до н.э. восстанавливается сожженный Милет. Но если до сожжения он представлял собой город со свободной планировкой, то теперь в него также вносится «гипподамова система». С юга на север и с запада на восток город пересекали две магистрали под прямым углом, на их пересечении организовывался общественный центр. Ширина улиц увеличивалась в два раза. Прямоугольная сетка регулирования прокладывалась при любом рельефе местности. «Гипподамова система» становится господствующей в планировании городов и в последующие периоды европейской культуры.
Театр. Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов Менандра (342 – 291 гг. до н.э.) – посвящено жизни простых афинских семей с их заботами, повседневными проблемами, радостями и печалями.
Скульптура и архитектура. Создают реалистические портреты простых людей: рыбаков, пастухов, рабов, уличных мальчишек. Скульптура была способна выразить лирические и поэтические настроения (статуэтки из Танагры), передать живость бытовой сценки.
Внимание художественной культуры к тончайшим настроениям и переживаниям человека удивительным образом сочеталось с увлечением крупными формами. Масштабность, монументальность, гигантизм в художественной культуре призван был демонстрировать мощь и богатство государства. Успешно решаются градостроительные задачи, города строятся в соответствии с «гипподамовой системой». Возводятся дворцы, храмы, зрелищные сооружения. В 353 г. до н.э. в Галикарнасе воздвигается гигантская гробница царя Мавсола (отсюда – «мавзолей»), в которой соединяется торжественная восточная пышность декора с изяществом греческого ионического ордера. В Эпидавре по проекту архитектора Поликлета Младшего (360 – 330 гг. до н.э.) возводится знаменитый театр. На его каменных скамьях могли разместиться 10 000 зрителей, а блестящая акустика позволяла слышать голоса актеров с последнего ряда.
Византийская культура как культурно-исторический мир.
Культурное развитие Византии:
С точки зрения культуры выделяют несколько периодов в жизни Византии [13, 89]:
Первый период (6 в. -- конец 7 в.) -- борьба христианской и античной культур, становление христианского богословия.
Второй период (конец 7 в. -- середина 9 в.) -- период культурного спада, связанный с экономическим упадком и иконоборчеством.
Третий период -- (серед. 9 -- 10 вв.), период культурного подъема в Константинополе и провинциях.
Четвертый период (11 в. -- 12 в.) -- период наивысшего расцвета культуры, обусловленной урбанизацией.
В 14 -- 15 вв. она переживает свой последний взлет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. В 1453 г. под натиском турок Византия пала, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни, занимая достойное место в мировой культуре.
Священная книга мусульман
Структура и содержание Корана
Коран состоит из 114 разных по характеру и объему частей, которые называются сурами. Формой изложения Корана является рифмованная проза. По традиции считается, что 90 сур Корана написаны в период пребывания Мухаммеда в Мекке и 24 суры - медицинского периода. Медицинские суры в своем большинстве длиннее мекканских и посвящены, главным образом, вопросам организации общины, правам и обязанностям мусульман и т.п. Мекканские же суры - более поэтичные, более страстные, в основном пророческие и поучительные по своему характеру. Если исключить первую из них, небольшую молитву, часто повторяемую правоверными и играющую в исламе роль христианской молитвы "Отче наш", то все остальные 113 сур расположены в нем в порядке убывающего объема, так что последние из них, наименьшие, состоят всего из нескольких строк, тогда как первые представляют собой целые трактаты, разделенные на сотни небольших абзацев - аятов.
По характеру эти трактаты очень разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о порядке развода, наряду с описаниями исторических событий периода противостояния Мекки и Медины - рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях человека с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, - это своего рода божественная энциклопедия, "книга книг", свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.
Для удобства чтения Корана его разделили на тридцать примерно равных частей - джузов. Более мелкой частью деления Корана является хизб, которых в Коране 60. Еще более мелким разделом является руб ал - хизб. Существует также деление на семь маназилей, по числу дней недели, чтобы облегчить чтение Корана в течение недели.
Кроме того, каждая сура Корана разбита на короткие разделы, которые называются рукуа. Чтобы выразить свое глубокое почитание Священного Корана, после завершения чтения каждого такого раздела мусульмане считают необходимым совершать поклоны. Разделы эти обозначены на полях Корана арабской буквой "айн", рядом с которой ставят номер раздела и номера стихов.
39. Арабский восток: Роль шариата в жизни мусульман.
Шариат – это не просто собрание обязанностей, запретов и свод законов, предусматривающий наказания за проступки. Это путь безопасности и нравственности, жизнь в соответствии с Волей и Милостью нашего Господа. Это кодекс поведения, установленный Исламом и таящий в себе огромную силу для осуществления чаяний мусульман, которые желают найти себя и встать на верный путь. Он охватывает все аспекты человеческой жизни и включает в себя правила, связанные с богослужением и коммерческим делом, нормы семейного и уголовного права.Основными источниками мусульманского права являются Священный Коран, ниспосланный Всевышним Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) и Сунна (собрание хадисов - рассказов о поступках и словах Пророка, мир ему, в той или иной ситуации). Чтобы понять всю суть и особенности Шариата, необходимо уверовать в Господа. «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!». Это и есть фундамент Исламского вероисповедания и закон жизни мусульман.
Отношение человека к Всевышнему выражается в самом слове «Ислам», что означает «поклонение» и «покорность». Каждый праведный мусульманин поклоняется Своему Создателю и Единственному Господу, следует Его Воле и всецело отдает ей себя.
Ни одна сфера жизни не освобождается от божественного руководства и Его суда. Человеку предоставлена свобода выбора: идти за Своим Господом или нет. Но однажды приняв решение, нужно неотступно следовать пути, который благословлен Аллахом.
Главными частями шариата являются Коран и Сунна, которые дополнены постановлениями первых четырех праведных халифов, сочинениями религиозных авторитетов, их трудами по фикху (мусульманскому праву) и практикой шариатских судов. Шариат, или Закон ислама, предусматривает четыре типа прав:
права Бога, которые должен уважать каждый;
права личности;
права окружающих людей;
права всех творений Божьих.
Причем шариат детализирует каждую норму права до мельчайших подробностей. Так, например, существуют правила питания: запрещено есть мясо павших животных и птиц, свинину, а также мясо любого животного, при закалывании которого обращались с молитвой не к Аллаху, а какому-либо другому божеству. Имеются правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т.п. В шариате действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права и процесса.
Все возможные поступки мусульманина подразделяются на пять категорий:
фарз - строго обязательные, предписанные деяния;
мандуб - одобряемые, но не обязательные деяния;
харам - категорически запрещенные действия;
макрух - незапрещенные, но неодобряемые действия;
мубах - действия, к которым ислам относится нейтрально.
В отличие от нормативных установлений других религий шариат учитывает обстоятельства жизни, и поэтому нормативность не носит абсолютного характера. Так, например, беременные женщины освобождаются от обязательного поста в месяц рамадан и могут этот пост совершить в другое время. Непреднамеренное нарушение поста также не является нарушением. Голод и другие вынужденные обстоятельства разрешают мусульманину питаться запрещенной пищей: "Кто же вынужден, не будучи нечестивцем и преступником, - нет греха на том: ведь Аллах прощающ, милосерд!" [Коран 2:168 (173)].
Арабская наука - энциклопедический характер образованности.
– Конец работы –
Используемые теги: Общая, характеристика, культуры, первобытной, эпохи0.083
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика культуры первобытной эпохи
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов