Культура как текст

Мышление, оперирующее пропозициональными функциями, ориентирующееся на неконтрастный уровень семантики, принципиально отлично от мышления контрастного (бинарного) типа (семантика имен). Собственно денотативные выражения (мифы) и предложения номинации фиксируют «эйдетический образ», который будучи «картинкой», лишен логики становления, т.е. не становится событием (выходящим за рамки узнавания или воспоминания). «Выражение» здесь не предполагает расширения в «предложение» и повествовательную историю, т.е. текстуализацию.

Модель текста-сказа («текста-растения» или «древесного текста» восходит к особому типу текстологической репрезентации земледельческого мифа, выражающего семантику роста-становления культуры. По-видимому, не случайно метафора культивирования растения (лат. culturaвыращивание (растения), возделывание, обрабатывание, уход, разведение и, вместе с тем, – земледелие и сельское хозяйство) становится определением культуры как таковой.

Другое значение лат. cultura (воспитание, образование, развитие и, кроме того, поклонение, почитание, культ) имеет непосредственное отношение к взращиваемой личности человека, к производству человеческого в человеке. В том же качестве человек – духовное существо, как исполнитель культа, субъект поклонения и почитания святынь, есть религиозный человек, поддерживающий особые отношения с одухотворяемым им миром гениев плодородия и богов, демонов-покровителей и хозяев локусов и стихий.

Человек – посредник между природными мирами и космическими стихиями, жрец и служитель, но также – носитель и творец самостоятельного мира, созидающий себя собственными усилиями по благоустройству «жизненного мира» и «заботой о самом себе». Ср.: cultusкультивирование, обработка, уход, а также насаждения, возделанные поля, возделанный, обработанный (применительно к саду или участку возделанной земли), но также разодетый, нарядный, изящный, красивый – применительно к человеку, который в качестве cultus – выступает как образованный, утонченный, облагороженный, культурный, тонкий. [Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М. 1986. С. 213]. Кроме того, в определение собственно человеческой экзистенции – то же cultusпопечение, забота, образ жизни, а также этическая составляющая социальной экзистенции – почет, уважение, почтение. Выражение всего атрибутива человеческого – наряд, туалет, одежда, одеяние, а также – убранство, пышность, великолепие, красота, изящество – то же cultus. В качестве обозначения познавательной деятельности cultus - образование, развитие, воспитание (детей), но также занятие, изучение (philosophiae, litterarum), (веро)исповедание (religionis Aug; cultui Christiano adhaerere Amm) [Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь М. 1976. С. 276-277].

Земледельческий миф, отражающий реалии неолита, становится выражением определяющегося комплекса значений формирующейся культуры, т.е. особого в качественном отношении состояния общества, переходящего от присваивающего способа хозяйства (эпохи архаики) к экономике и идеологии производящего типа, к соответствующему типу становящейся идентичности, к культурному состоянию традиционного аграрного общества.

 

 


[1] Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000. С. 66–67.

[2] Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. СПб, Алетейя, 2006. С. 19–20.

[3] Зубов А.Б. История религий. М. 1997. С. 99 и сл.

[4] Корниенко Т.В. Указ. соч.

[5] Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984. С. 116 и сл.; Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

[6] Домников С.Д. Хозяйство и культура. М.: ИФ РАН, 2008.

[7] Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М., 1992. С. 54. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М., 1989; Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993. С. 75 и сл.; Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М., 1998; Мелларт Дж Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982;. и др.

[8] Хлеб в народной культуре: Этногр. очерки. М., 2004.

[9] Пропп В.А. Русские аграрные праздники. Л.: Наука. 1963; Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб.: Изд.журнала «Нева». 2005; Шеркова Т.А . Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М.: Праксис. 2004. С. 247 и сл.

[10] Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М., 1990

[11] Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб. ; Емельянов В.В. Ритуал в Древней Метопотамии.. СПб., 2003. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.

[12] Гринцер П.А. Умирающий и воскресающий бог // Мифы народов мира. М.; Минск; Смоленск, 1994. Т. 2. С. 547-548.

[13] Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники. СПб, 2009; Пропп В.Я. Указ.соч.; Тульцева Л.А. Аграрные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 11-13; Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период / Календарь в культуре народов мира. Сб.ст. М.: Наука, 1993. С. 102-144; Барташевич Г.А. Циклы календарно-обярдового фольклора // Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск. 1993. С. 440-441; Он же. Цикл весенний // Там же. С 439-440; Он же. Цикл осенний // Там же. С 441. И др.

[14] Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III–VIII династии). М., 1992. Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства. М.–Л., 1966. С. 118; Он же. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988. С. 30 и сл., и др. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства, М., 1972. С. 172, 174 и сл.

[15] Токарев С.А., Тульцева Л.А. Астральные культы // Религиозные верования. М. 1993. С. 26-28.

[16] Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Труды по изучению знаковых систем. Т. V. Тарту, 1971.

[17] Чеснов Я.В. По страницам работ С.А.Токарева о происхождении и ранних формах религии // Этнографическое обозрение. 1999. № 5. С. 22 и сл.

[18] Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 32; Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания (К постановке проблемы) // Ранние формы искусства: Сборник статей. М.: Искусство, 1972. С. 31-75.

[19] Хайдеггер М. Путь к языку / Хайдеггер М. Время и Бытие. М.: Республика, 1993.

[20] Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М. «Прогресс-Традиция», 2007. С. 127-128.

[21] Левинас Эм. Тотальность и бенсконечное // Избранное. Тотальность и бесконечное. М. СПб.: Университетская книга, 2000. – 416 с.

[22] Хайдеггер М. Путь к языку // Время и Бытие. М.: Республика. 1993; Фалев Е.В. Герменевтика Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008. С. 143.

[23] Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М.: «Аграф», 2000. С. 135.

[24] Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.1982. С. 251.

[25] Руднев В. Указ. соч. С. 135.

[26] Руднев В. От мифа к анекдоту // Slavic Almanac. Vol. 12. № 1. 2006. С. 4.

[27] Уоткинс К. Аспекты индоевропейской поэтики // Новое в лингвистике. Т. XXI, М. Прогресс. 1988, С. 470-471.

[28] Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки.. М.: ЕдиториалУРСС, 2003. – С. 175-176.

[29] Уоткинс К. Указ. соч. С. 469-470.

[30] Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М. 1995. С. 10.

[31] Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: Агенство ФАИР, 1998. – С. 42

[32] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: «Восточная литература» РАН. 1998. С. 243

[33] Шпет Г.Г. Внутренняя форма языка. М.: ЕдиториалУРСС, 2009. С. 25

[34] См.: Схемы и рисунки в указ.работе Т.Шерковой (2004).

[35] См.: Рисунки в указ.соч. Е.Антоновой (1998).

[36] Куценков П.А. Психология первобытного и традиционного искусства. М. «Прогресс-Традиция», 2007. С. 155 и сл.

[37] Кононенко Е.И. Месопотамская глиптика III тысячелетия до н.э.. М. Либроком, 2008. C. 101 и сл.

[38] Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ. 1982; Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М.: КомКнига, 2009.

[39] Фрейденберг О.М. Указ соч. С. 280-283.

[40] Цивьян Т.В. К мифологической интерпретации восточнороманского колядного текста «Плугошор» // Славянский и балканский фольклор. М.: Наука, 1984. С. 99.

[41] Топоров ВН. О «льняном» мифе в ареальной перспективе // Croatica-Slavica-Indoeuropaea. Wien. 1990. S. 245-261; Цивьян Т.В. Повесть конопли: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. М. 1977; Толстой НИ. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М.: Наука, 1994. С. 141 и сл.

[42] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб: Петрополис, 1999. С. 64.