ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние десятилетия почти каждый год приносит антропологичес­кие открытия — ископаемые останки все новых приматов, в том числе и го-минид. Возникают споры об их положении на эволюционном древе и при­оритете в отношении родства с современным человеком. Эти открытия ре­волюционизируют науку и вызывают желание пересмотреть все старые представления, вплоть до учения Ч.Дарвина и концепции Ф.Энгельса. Меж­ду тем, эти открытия скорее указывают на огромное разнообразие семейств и видов в отряде приматов, чем проясняют преемственность форм в схеме их эволюции. Мы считаем, что классические положения в антропологии никак не входят в противоречие с новыми открытиями, напротив, они остаются наиболее надежным ее фундаментом, и в интерпретации новых фактов наи­более разумен определенный консерватизм. Положение в антропологии та­ково, что опережение в одной отрасли знания (в частности, понимание био­логической эволюции рода Homo) не может решить все проблемы, если те же проблемы не решаются в другой отрасли (например, в психофизиологии, лингвистике или культурологии). Между тем, специалисты в этих науках редко увязывают свои исследования с проблемами антропогенеза, а антро­пологи мало знакомы с открытиями гуманитарных наук. В учении о челове­ке до сих не выработан единый методологический подход, хотя необходи­мость его осознана достаточно давно, и мы находимся буквально у порога решения этой проблемы. По-видимому, решена она будет тогда, когда сло­жится тенденция специализации по проблемам, а не по наукам.

Трудно переоценить практическое значение знаний о человеке. На фоне успехов современного естествознания наши представления о человеке вы­глядят более чем скромными, а социальные подходы к решению челове­ческих проблеем иногда просто варварские. Это объясняется, в частности, дефицитом миропонимания, например, непониманием основной идеи уче­ния о биосфере — коэволюции человека и биосферы.

Чем больше наука узнает о человеке, тем более серьезные задачи возни­кают перед ней, в частности, все более актуальными становятся проблемы изучения механизмов работы мозга, специфики эстетического чувства, се­миотических оснований культуры и др.

Изучение антропологии дает психологу те знания о человеке, которые сам он мог бы получить в результате только огромного труда, многолет­него жизненного и профессионального опыта. Таким образом, для психо­логов эта учебная дисциплина является одной из базовых и основопола­гающих.