Согласно И.Канту человек способен постигнуть то, что обладает свойством наглядности. Вначале это были художественные образы. Еще Аристотель считал, что образ — это свободное подражание жизни и, в то же время это продукт художественного мышления, начальная форма художественного обобщения. В семиотическом аспекте образ — это средство смысловой коммуникации, в гносеологическом плане — это вымысел, близкий природе, обладающий смысловой выразительностью. Образ подчиняется двум принципам:
1. Метонимии (выражению целого через его наиболее значимую часть).
2. Метафоре (иносказанию, образно выраженному понятию, переносу значения с одного объекта на другой).
На основе этих принципов рождаются две новые формы художественного обобщения — художественный тип и символ. Обе эти формы не под-
нимаются до понятийно-аналитического уровня, а остаются в пределах чувственно воспринимаемого. И в то же время искусство становится основным стимулом и двигателем развития человеческого интеллекта. Если в понятийном мышлении (и в языке науки) любой знак имеет точно фиксированный смысл, то в искусстве символ всегда многозначен и его восприятие требует активной внутренней работы воспринимающего.
"Символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости... он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа... Категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа, как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты)" (Аверинцев, БСЭ, т. 23, с. 386, 1976). Наличие в разных культурах параллельных символических представлений указывает на некую всеобщую основу психологической жизни человечества, на существование сферы универсальных архаических чувств и мыслей ("первообразов" или "архетипов" по терминологии К.Г.Юнга).