Дородовая организация первобытной общины и переход к родовой организации

Наряду с огромным разнообразием индивидуальных, личностных и духовных характеристик человека существует фактор, объединяющий людей в целостное образование — общество, — и определяющий их прин­ципиальное отделение от мира животных: "Качественная специфика че­ловека, отличающая его от всех видов животных, состоит в том, что его сущность есть совокупность общественных отношений. В результате его основные особенности как общественного существа определяются соци­альностью" (Шмалыаузен, 1983, с. 14). Социальность человека основыва­ется на культуре жизнеобеспечения, которая представляет собой "взаимо­связанный комплекс особенностей производственной деятельности, демо­графической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций по­требления и распределения, то есть экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллекти­ву существование за счет ресурсов конкретной среды обитания" (Лурье, 1997, с. 123).

В настоящее время в антропологии общепринята "концепция двух скач­ков": в эволюции человека есть два ключевых момента. Первый отмечен началом изготовления орудий и переходом от зоологического объединения к праобщине или к первобытному стаду формирующихся людей. Этот пери­од занял весь ранний палеолит. С появлением орудий преобладающей фор­мой отбора становится групповой отбор, который направлен на сохранение групп, наиболее эффективно взаимодействующих в процессе охоты, сумев­ших сохранить своих женщин, детей и мужчин-мастеров, не охотящихся, но изготовляющих эффективные орудия. Эта форма отбора смягчает, а затем и устраняет отношения иерархии доминирования, заменяя их равнообеспечи-вающим распределением, ограничивает зоологический индивидуализм. Од­новременно происходит изменение репродуктивного поведения пралюдей. У женщин эструс заменяется скрытой овуляцией. Это смягчает отношения соперничества между мужчинами, вносит новые формы поведения — уха­живания у мужчин, избирательности у женщин, взаимопомощи и взаимо­поддержки. Стадо предлюдей начинает превращаться в социальный орга­низм. В течение всего этого периода наряду с формированием социальных закономерностей идет морфологическая эволюция гоминид. Различия меж­ду отдельными их формами близки к видовым.

Для формировавшейся праобщины характерны коллективное хозяйство, отношение к собственности разборное, т. е. любая пища является общей собственностью, из которой каждый имеет право получить свою долю, но не более того. Становление человека разумного Homo sapiens произошло за 4-5 тыс. лет и одновременно завершилось превращение праобщины в родо­вую организацию — это второй узловой момент эволюции человека.

Начало социализации человека связано с развитием его трудовой дея­тельности. В процессе труда складывается система производственных отно-


шений, и социум начинает жить по собственным законам, которые меняют­ся с его усложнением и развитием. Общество может жить и развиваться только регулируя взаимоотношения своих членов. Появляются механизмы прямо­го социального контроля (запреты, нормы и правила обязательные для всех членов коллектива), а также система косвенных регуляторов поведения: постановка целей, выработка воли к их достижению, развитие самосозна­ния, поиск ценностей, мотивов и стимулов человеческого поведения це­лесообразного в условиях коллектива). Интересы общества несводимы к интересам отдельного человека, а в ряде случаев вступают в противоречие с ними. В этих случаях используется самая древняя форма запрета — табу. Самые ранние табу — пищевые и половые (см. 4.2). Половые отношения ре­гламентируются вначале охотничьими табу, носящими временный характер, затем запретом эндогамии, который становится полным. С этого момента коллектив образует дуально-родовую или фратриальную организацию из двух и более взаимно брачующихся, ранее независимых родов. Переход к дуально-родовой организации не был быстрым и безболезненным. Был период "кражи невест", сопровождающийся конфликтами между родами. Затем обмен женщинами был конституирован и привел к сближению двух родов.

Охотничьи табу и чередование их с промискуитетными праздника­ми, переход временного агамного запрета в полный по отношению к жен­щинам своей общины, насильственный захват женщин или тайная кража их в чужой общине, являются универсальным явлением, т. к. следы этих обычаев встречаются в мифах, обрядах и особенностях поведения людей разных племен на разных материках. К таким архаичным формам поведе­ния относится обычай племени Тробриан (Меланезия). В период коллектив­ной прополки огородов женщинами посторонним мужчинам опасно подхо­дить близко, т. к. они могут подвергнуться сексуальному нападению. Этот обычай косвенно указывает на существовавшие когда-то агамные и промис-куитетные периоды.

Обычай улатиле — тайная коллективная экспедиция юношей-тробри-анцев в чужую деревню за невестами и катайауси — аналогичная экспеди­ция девушек за женихами — воскрешают бытовавшую когда-то практику кражи невест, а затем сближения двух родов на основе взаимных браков. О том, насколько трудно человек переходил к дуально-родовой организа­ции, свидетельствует обычай миррири, описанный в 1937 году У.Уоркером для племен островов Новой Ирландии. Слово "миррири" переводится как "пронзенный в ухо". Суть обычая в том, что в ответ на услышанное руга­тельство мужчина поражает копьем не обидчика, а одну из женщин, являю­щуюся его сестрой по клану. Это объясняется тем, что наказание за наруше­ние табу наступает в результате триединства .мысль-слово-дело, т. е. когда запрет нарушен, в племени об этом знают и кто-то назовет это нарушение вслух. Произнесенное слово отождествляется с делом и является решающим, за этим наступает наказание. Услыхав ругательство, мужчина воспринимает его как обвинение в инцесте, пусть ложное, но произнесение вслух придает ему силу реальности, и снимает с себя обвинение, бросая копье в женщину. На островах Новой Ирландии девочки и девушки обращаются к мальчикам


и юношам, называя их просто по имени или словом "парень". Юноши же обращаются к девушкам в уничижительной форме: "Ты, грязная, прокажен­ная, инцестная" и т. п. По-видимому, это профилактика агамного запрета, касающегося женщин своего острова.

Особая строгость именно половых табу, по-видимому, связана с тем, что все народы в той или иной степени страдали от тяжелых биологичес­ких последствий близкородственных браков. По сведениям К. Леви-Строса в общине из 80 человек запрет инбридинга снижает носительство вредных генов на 10-15 %.