Родовая община, групповой брак и переход к индивидуальному браку

Род — это социальная организация, основанная на родстве людей (как биологическом и социальном явлении) и тесно связанная с экзогамией. Род является также основным хозяйственным коллективом доисторического общества.

В ранней родовой общине существует полная агамия. Она неизбежно приводит к первой форме упорядоченности половых отношений — дуаль­но-родовой организации — это союз двух родов, обеспечивающий поло­вые отношения между их членами. Таким образом, это союз групп, а не лиц. За воспитание и вскармливание детей отвечает коллектив. Люди осо­знают свою принадлежность к роду через принадлежность одному тоте­му — т. е. актуально только горизонтальное родство и идея единения с коллективом. Вертикальное родство (филиация) как связь ребенка с мате­рью только начинает осознаваться. Собственность в ранней родовой об­щине коллективная, характер распределения ее разборный. По мере роста численности общины в ней начинают выделяться новые роды, расширяет­ся круг возможных половых партнеров, образуются фратрии (братства) взаимно врачующихся родов или замкнутый кольцевой брачный союз из нескольких родов, в каждом из которых строго соблюдается внутриродо-вая агамия и у каждого есть право — обязанность поставлять "женихов" и "невест" в соседний род.

О характере брака и формах отношений между людьми родового об­щества можно судить по аналогии с системами родства в разных совре­менных племенах. Так, в наиболее простой системе родства — гавай­ской — не существует разграничения между родными детьми и племянни­ками разной степени родственной близости (детьми родных, двоюродных, троюродных и т.п.) братьев и сестер, отцом называют родного отца и всех его братьев разной степени близости, матерью также и родную мать, и всех теток, т. е. существует разграничение между поколениями, но в преде­лах одного поколения все люди равны в своем родстве. Такая система род­ства соответствует групповому браку. Ее отличительные особенности сле­дующие:

1. совпадение терминов родства и свойства;

2. нет различий, указывающих на отношения между отдельными людь­ми — только отношения между группами;


3. люди четко делятся на членов своей половины дуальной организа­ции (рода, фратрии) — и чужой.

Переход к индивидуальному браку связан с образованием материнс­кой родовой общины. Для нее характерно господствующее положение мужчин, принадлежащих материнскому роду. Связь женщины и мужчины основана на единокровии, роль мужа очень мала, развод упрощен. Дядя по матери является фактическим главой семьи, он имеет отцовскую власть над ребенком. Социальное положение ребенка и право наследования он получает от дяди. Кроме общего агамного запрета в родовом обществе складываются и другие брачные ограничения. Так, дети братьев или сес­тер (сиблингов) одного пола разной степени родства (родных, двоюрод­ных, троюродных и т.п.) считаются параллельными кузенами и членами одного рода. На них распространяется агамный запрет. Дети разнополых сиблингов считаются перекрестными кузенами, и браки между ними (крос-скузенные браки) желательны и широко распространены.

Характер поселений людей этого периода имеет следующие черты: мужчины жили в отдельных "домах холостяков". В некоторых случаях выделялись и "дома девушек". Женатые люди могли иметь два дома, уда­ленные один от другого так, что образовывались отдельные мужские и женские поселения. Со временем они сближались, строили два дома под одной крышей, а потом и один семейный дом с мужской и женской поло­винами. Аналоги вариантов этих поселений встречаются у разных племен и в разных географических точках (Новая Гвинея, Микронезия, Суматра, Бирма, Индия, Замбези, Кения, Калифорния, Кавказ и т. п.). Женская ро­довая община и матрилинейный счет родства в настоящее время сохраня­ется в племенах ряда стран юго-восточной Азии, центральной Африки (бан­ту), Меланезии (тробриан), Ганы (ашанти), Индии (найяр).