С развитием хозяйства и накоплением собственности связан переход к мужской родовой общине. Этот период совпадает с существованием парной семьи и началом преобразования ее в моногамную. В это время начинается разложение родовой собственности и переход части ее во владение отдельных семей.
Родственные отношения, присущие мужской родовой общине и парному браку, описываются турано-ганованской системой родства, открытой Г.Л.Морганом у индейцев племен аджибве и ирокезов. В ней разделены термины родства и свойства, появляются указания на индивидуальные отношения (обозначения мужа и жены), по-разному называются дети и племянники, что указывает на достаточно длительные отношения между мужчиной и женщиной и появление личной ответственности за воспитание детей. Археологические данные указывают на то, что в верхнем палеолите социальной единицей становится парная семья. Если в нижнем и среднем палеолите встречались преимущественно многоочаговые общинные дома, то в верхнем палеолите обычными стали также дома с жилым пространством в 3,5-6 м в поперечнике с одним очагом.
Формирование парной семьи прямо связано с дальнейшим развитием хозяйства, появлением избыточного продукта и изменением системы распределения: разборное уравнительное распределение, основанное на принадлежности к коллективу, остается, но обеспечивает только самые насущные нужды, наряду с ним появляются отношения делёжные. Избыточный продукт использовался для личного дарообмена, обычно между членами пары. Дарообмен являлся экономическим оформлением половой связи и средством ее дальнейшего укрепления. Каждая женщина (одна или вместе с детьми) была связана с мужчинами своего рода уравнительными отношениями и хотя бы с одним мужчиной чужого рода отношениями дарообмена. В то же время каждый мужчина обязан был делиться продуктами своего труда с сестрами и племянниками и одновременно заботиться о жене и родных детях. Возникает противостояние семьи и рода, которое вело к замене рода как хозяйственного коллектива объединением семей. Ю.И.Семенов (1974) предлагает название "родья" для группы, состоящей из мужчины и его иждивенческой ячейки (сестер с племянниками материнского рода). Благодаря родье широко распространилось усыновление и удочерение (воспитательство). Вообще, состав родьи не определен. Состав семьи более определен. Кроме того, семья заводит своих детей, а родья только кормит. До образования семейных общин семья и родья не отличались существенно. Родейные связи соседствовали и переплетались с семейными, но укрепление семьи ослабляло родью, а укрепление родьи ослабляло семью. Дальнейшая их эволюция шла по-разному.
Рассмотрим некоторые примеры отношений семьи и родьи.
В родах кочевых австралийских аборигенов после образования двух общин мальчики переходили сначала в мужскую группу отцов, а затем в групу дядей. Позже мужчины стали оставаться сразу в группе своей общины. Мужская группа стала включать членов двух материнских родов. Во избежание инбридинга люди в каждом роде стали выделять материнские и отцовские линии происхождения — матрифилии и патрифилии (или мат-ри- и патрилиниджи), которые легли в основу четырех "брачных классов" австралийцев. Поскольку мужчины не могли жениться на сверстницах из своей общины, они стали брать жен из другой общины и другого рода. Брак превратился в патрилокальный. В общине было сильное мужское ядро, бравшее на себя хозяйственные функции. Женщины, приходившие в общину поодиночке и из разных родов, единой женской группы не образовали. Такая ситуация обеспечивала главенство мужчин и семейные связи более сильные, чем родейные. Отцовский род возник независимо от накопления богатства.
В XVII-ХVIII в. общины оседлых ирокезов включали большей частью по несколько родов и образовывали домохозяйства. Домохозяйства состояли не из семей, а из старых и молодых женщин, их детей и братьев. Имущество и ранг мужчины наследовали не сыновья, а братья и племянники. Семейные связи были слабыми, но кормить и одевать своих детей мужчина был обязан. Потом домохозяйства преобразовались в большую материнскую семью. Мужчина, пришедший в нее извне, был связан с ней
только через жену. Ядро семьи составляли женщины, родейные связи преобладали над семейными.
Родья как основная хозяйственная единица сохранялась и в раннеклассовом обществе до XIX и даже XX века в племенах ашанти, кхаси (Индия), наси (провинция Юньнань, Китай). Но, как правило, с накоплением богатства упрочаются семейные связи, имущество начинает наследоваться внутри семьи, это ведет к распаду большой материнской семьи на парные семьи с ведущей ролью отца.
Примером долго сохраняющейся родьи и индивидуального брака без семьи является южноиндийское племя найяров. У них родьи образовывались из элементарных матрифилии, делившихся на 4-8 сегментов — они же были хозяйственными ячейками. Сексуальные отношения и мужчин, и женщин были абсолютно свободными (многоженство и многомужество). Плата мужчины акушерке считалась знаком признания ребенка своим. Отец мог дарить подарки, но никаких обязанностей по отношению к детям не имел. В племени существовал обычай ритуального брака: в один день все девочки 7-14 лет "выдавались замуж" на 4 дня. Мужчина надевал девочке золотое украшение и должен был пробыть с ней 4 дня. После этого оба были совершенно свободны. Если кто-то из мужчин проявлял сильную привязанность к жене и детям, родственники начинали искать колдуна, чтобы погубить его. Таким образом, родья не только победила, но фактически уничтожила семью и брак. В настоящее время такие отношения поддерживаются тем, что мужья, как правило, приобретают военную профессию.
Парный брак возникает в связи с необходимостью сделать отношения мужа и жены более стабильными. Он характеризуется следующими
чертами:
1. объективная необходимость парного брака связана не с удовлетворением половой потребности и не с необходимостью воспроизводства общины, а с экономическими факторами;
2. мужчина — главный кормилец, глава экономической ячейки, использующий долю продукта, получаемого от общества в соответствии с трудовым распределением;
3. по мере роста трудового распределения снижается роль уравнительного распределения и соответственно значение рода и родьи;
4. для парной семьи характерен дарообмен, который в более позднее время приобретает характер символического обмена ценностями;
5. экономическое равенство супругов в парном браке было почти полным и влекло за собой равенство в других отношениях; он не предполагал единобрачия ни для мужчины, ни для женщины и был легко расторжим;
6. по мере упорядочения парного брака счет родства по матери (материнская филиация) постепенно заменяется счетом родства по отцу (отцовская филиация). Это усиливало доминирование мужчины (мужа) и являлось предпосылкой перехода к моногамному браку.
7. в парном браке появляется также линейно-степенное родство, оно в отличие от филиации (которая всегда остается односторонней), является двусторонним, т. е. связывает ребенка и с отцом, и с матерью.