САМООРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА

Деятельность - единственный путь к знанию.

Б. Шоу

Организованного человека отличает определенная система привычек, стиль работы, техника личного труда, уважение ко времени. Организованный делает в три раза больше, проживая как бы три жизни. Неорганизованный человек идет на поводу у времени и дел. Организованный умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека - эффективная сила.

Предлагаемая глава учебного пособия служит средством, которое может побудить к достижению секретов самоорганиза­ции, к выработке специальных организационных навыков, уме­ний и привычек.

С первых же дней студенческой жизни молодые люди стал­киваются с системой обучения, отличной от обучения в средней школе, теряются перед необходимостью освоить весь объем учеб­ной информации в регламентированные учебным планом сро­ки. В этих условиях отсутствие системы знаний, навыков, уме­ний умственной работы является одной из причин неуспевае­мости и отчисления студентов с младших курсов. Пока не орга­низовано специальное обучение: их не учат, как учиться. Все возникающие трудности преодолеваются стихийно, путем «проб и ошибок», т.е. самым неэффективным способом. Эффективно, результативно учиться — значит учиться самоорганизовываться.

3.1. Учиться самоорганизовываться

Умственный труд - многогранное, многомерное образова­ние. Интеллект - это качество и процесс постоянного станов­ления, самосовершенствования.


Человека всегда интересует, на каком уровне развития на­ходится его интеллект, умственная работоспособность. Позна­ние сложно, и первый шаг, который надлежит лично Вам сде­лать в этом направлении, заключается в том, чтобы лучше по­знатьсамого себя. Сразу и начните сэтого. Постарайтесь отве­тить на вопросы: что больше всего Вас привлекает в жизни? В какой сфере проявляются Ваши главные способности: физичес­кие, физиологические, психические, интеллектуальные, художествен­но-эстетические. Или Вы, быть может, склонны к точным на­укам, или у Вас хорошие комбинационные способности? Какие качества, свойства Вашей личности помогают Вам успешно учиться, строить хорошие отношения с людьми, решать проблемы?

Лучше всего составить список Ваших задатков, склоннос­тей, способностей, достоинств, талантов, всех сильных сторон Вашей личности. Составив такую схему, ответьте на вопросы: какие качества Вашей личности, Вашего интеллекта следовало бы совершенствовать, а какие стоило бы развивать более на­стойчиво, интенсивно? От каких ошибок и недостатков необхо­димо освободиться? Попытайтесь проанализировать: почему Вам сопутствовал успех в учебе и отчего вы терпите неудачи? А сейчас выясните для себя некоторые понятия, связанные с самоорганизацией.

Самоорганизация основана на развитии способности чело­века к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуля­ции и самооценке.

Способность личности самостоятельно регулировать и на­правлять свою умственную работу, поведение, побуждения, же­лания в нужном направлении - залог успеха в деле самосовер­шенствования.

Постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обуче­ния в учебном, заведении (закрепленными учебными планами, программами и расписанием занятий) и должно стать для сту­дента таким самоконтролем.

Операции самоконтроля необходимы на всех этапах само­организации: 1) осознание потребности; 2) постановка цели; 3) планирование; 4) реализация программы; 5) коррекция ре­зультатов.

Степень самоконтроля различна, так как индивидуальные способности к самопознанию, самооценке, существенно разли-


чаются. Именно в способности к самоконтролю обнаруживает­ся уровень культуры личности и степень самоорганизации. При высокой степени самоорганизации самоконтроль выполняет не только сдерживающую функцию - ограничить себя в чем-то, подавить отрицательное чувство, избавиться от недоброго же­лания, а главным образом - функцию положительной направ­ленности: прочитать, запомнить, понять, изучить, исполнить, сделать, преодолеть, достичь. Высокая самоорганизация выра­жает способность в необходимых случаях делать самовнуше­ние, самоободрение, самотонизирование, самоприказ. Например, у каждого студента перед экзаменом может появиться чувство страха, которое сопровождается беспокойством, переживания­ми, угнетенным состоянием. Самоорганизация, выступая в форме самоконтроля, видоизменяет проявление инстинкта страха, по­давляет его, позволяет смело, уверенно и правильно отвечать на экзамене.

Собственное бессилие также опасно, а иногда больше, как и чужая сила. Каждый силен тем, что способен и может побороть собственные слабости в результате самоконтроля и требова­тельности к себе. А.С. Макаренко своеобразно об этом гово­рил: «Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. А если у вас 20 досто­инств и 10 недостатков... Долой пять. Когда 5 останется -долой 2... Вообще, от человека нужно требовать, требовать, тре­бовать. И каждый человек от себя должен требовать... И что вы думаете? Получается схема? Нет! Получается прекрасный человек, полный своеобразия, с яркой личной жизнью. Это са­мая трудная вещь - требование к себе!» '

Таким образом, самоконтроль, требование к себе представ­ляют собой определенное ограничение личного в пользу общего дела — успешной умственной деятельности при условии само­оценки, самообладания и самоотверженности.

Самооценка - оценка личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств и места среди других людей. Самооценка яв­ляется важным регулятором поведения и учебной деятельнос­ти. От нее зависят взаимоотношения студента с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам в учебе. Самооценка определяется соотнесением собственных мыслей и поступков с общепринятыми принципа-


ми, нормами в данном обществе и конкретной студенческой группе, носит субъективный характер и не может служить дос­таточным основанием для самоорганизации. Она обязательно должна перепроверяться путем сопоставления своего поведе­ния, учебной деятельности и ее результатов с объективными условиями и оценками других людей, особенно студентов.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. сте­пенью трудности целей, которые ставятся перед собой. Расхож­дение между притязаниями и реальными способностями и воз­можностями ведет к неправильной самооценке, вследствие чего учебная деятельность и поведение становятся неадекватными. Это излишнее самомнение, эгоцентризм1, неумение считаться с мнением других; проявляется извечная человеческая слабость -снисходительное, нетребовательное отношение к себе, стремле­ние оправдать свои ошибки, недостатки, лень, личную неорга­низованность. Это особенно характерно для слабоуспевающих студентов с индивидуалистическими наклонностями. Л.Н. Тол­стой осуждающе относился к таким людям, относя их к типам, «которые не могут видеть себя, у которых как будто шея не поворачивается, чтоб оглядеть себя. Они живут так, а не иначе потому, что так им кажется хорошо. И потому, если они что-то сделали, то потому, что это было хорошо. Такие люди страш­ны. А такие люди умные, глупые, добрые, злые. Когда они глу­пые и злые, это ужасно» 2.

Следующим элементом нравственного самоконтроля яв­ляется самообладание. Оно проявляется в способности и при­вычке студента контролировать свои желания, эмоции, склон­ности, подчинять учебную деятельность решению стать духов­но богаче, умнее, мудрее. А.С. Макаренко задали вопрос: «Ка­кие лучшие конкретные способы преодоления лени? » И он от­ветил: «Для этого есть единственный вернейший способ — зас­тавить себя делать то дело, которое нужно делать. Другого способа нет» 3. Поэтому самообладание связано с волей, кото­рая выражается в умении управлять собой, мобилизовать себя на успешный умственный труд, на отличную учебу.


Третьим элементом самоконтроля выступает самоотвер­женность. Это способность и умение добровольно и преднаме­ренно соотносить свои интересы с интересами других, во благо людей.

Все эти высокие нравственные достоинства личности воз­можны в результате самовоспитания.

Самовоспитание - сознательное, систематическое управле­ние своей деятельностью и поведением, направленное на фор­мирование своей культуры личности в соответствии со сложив­шимися общечеловеческими ценностями. Когда принципы, иде­алы, нормы культуры общества становятся важнейшими ком­понентами культуры личности студента, стремление следовать им приобретает глубокий индивидуализированный смысл, они превращаются в постоянно действующие стимулы .' дальней­шего ее развития, побуждая к постоянной работе саморожде­ния, о чем прекрасно написал Эрих Фромм: «Вся жизнь инди­вида есть не что иное, как процесс саморождения. Фактически мы полностью рождаемся к моменту, когда умираем, но траги­ческая судьба большинства людей заключается в том, что они умирают еще до своего рождения» 2.

Чтобы вся жизнь личности стала процессом саморожде­ния, очевидна новая архиважная функция образования - при­вести студента к самоорганизации, с тем чтобы он сам свобод­но определял свой путь умственного труда, имел возможность свободного выбора. Он должен стать ответственным за свою жизнь, за свой духовный мир, за свою деятельность и за жизнь природы в целом. Задача образования и состоит в том, чтобы «навести» на смысл, на тайну, на истину, вооружить студента такими средствами удовлетворения его естественного любопыт­ства, которые были бы полезны и ему, и обществу.

Что же лучшее в самоорганизации умственного труда сту­дента?

1. Главный двигатель умственной работоспособности сту­дента — мотивированность умственного труда, активный ин­терес к учебным занятиям, наличие творческих элементов в


учебном труде, потребность учиться. Время диктует, что успех, культ успеха стимулируют прогресс во всех сферах социальной лсизни и экономики. Специалист с высшим образованием, ши­рокой эрудицией - это не только большой объем знаний, но и разносторонность подходов к явлениям и предметам действи­тельности. По высказыванию А. Дистервега, «больше прино­сит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти предметам с одной сто­роны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что зна-:ешь» 1. В этом и состоит положительная сила эрудиции и движения к успеху, выполнения своего морального долга. Сту­дент, работающий с сознанием и чувством морального долга и высокой ответственности, даже при наличии утомления рабо­тает результативно.

Исследование, например, И.А. Игошева и В.И.Игошева2 показало, что при развитых учебных интересах проявляется высокий и средний уровни работоспособности. Студенты же со слабо развитыми учебными интересами имеют преимуществен­но низкий уровень работоспособности. Объясняется это тем, что активность сознания и воли не дает некоторое время про­явиться накапливающемуся утомлению, противодействует его отрицательному влиянию на высшую нервную систему.

. 2. Целеустремленность, сознательная активность педа­гога, студента в поисках более совершенных способов овладе­ния знаниями, навыками, умениями к самостоятельному твор­ческому мышлению придают организации умственного труда воспитывающий, развивающий характер, способствующий фор­мированию цельной системы знаний, высоких чувств, сильной воли, научного мировоззрения, визуальной культуры.

Историческая практика и опыт предшествующих поколе­ний приводят нас к выводу: никакое воздействие извне, ника­кое управление путем морализирования, нотации, наставлений, кнушений, наказаний не заменит и даже не сравнится по каче­ственному эффекту с самостоятельной умственной деятельнос­тью. Передача общественного опыта - стержень человеческого


существования. Но каждый студент должен проявить макси­мум собственной интеллектуальной активности, чтобы до это­го опыта докопаться, понять и усвоить его, использовать в прак­тике. Именно благодаря активному процессу можно созидать, творить новое. Важно помнить, что эффективность учебного процесса определяется качеством преподавания и самостоятель­ной познавательной деятельностью. Эти два процесса столь тесно взаимосвязаны, что только комплексные методические новации обеих сторон могут способствовать достижению сред­ней и высшей школой прогресса в формировании культуры умственного труда.

3. Систематичность и последовательность в умствен­ной деятельности. Отступление от этого принципа, штурмов­щина ведут к нарушению логической преемственности и после­довательности деятельности.

Следствием этого нарушения является отрывочность и бес­связный характер знаний, затрудняющий дальнейшее усвоение учебного материала по конкретному предмету и предметов в системе всей культуры и культуры личности. О системе знаний образно сказал Всеволод Кочетов: «Можно, друг мой, нахва­таться всего отовсюду, но если будет это нахватано как попало, без системы, то даже при множестве разрозненных знаний ока­жешься ты полным невеждой. Представь себе дом: третий этаж есть - висит этак в воздухе, а второго и первого нету. Чердак -вот он, а лестницу туда не построили. Окошек восемь штук, а двери ни одной. Можно в таком доме жить? А вот если есть фундамент, да хотя бы один первый этаж, да и не только окна, а двери пробиты - такой дом уже годится. Живя в нем, можешь постепенно возводить над первым этажом второй, третий. Но опять, не перескакивая от первого к третьему, а по порядку -от первого ко второму, от второго к третьему. Так и с учением, с образованием самого себя - порядок нужен строгий, полная последовательность» 1. Любая научная дисциплина, преподава­емая в высшей школе, представляет собой систему взаимосвя­занных и взаимообусловленных научно-теоретических положе­ний. Овладеть этой системой невозможно без последователь­ной, повседневной и планомерной умственной работы.


Планирование - выделение основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с бытовыми, личными целями. Целесооб­разно в соответствии в учебным расписанием планировать ра­боту на неделю и каждый день. Учебное расписание - один из важных элементов самоорганизации учебного процесса. От того, как оно составлено, зависит многое и прежде всего качество усвоения учебного материала. Для личного плана студента на неделю не требуется сложной формы, однако в нем должны быть учтены все виды умственных действий, планируемые и фактические затраты времени на их выполнение. План можно составить в виде перечня работ с указанием отводимого време­ни на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Именно самоорганизация, особенно потребность, способность самоактуализации, саморегуляции, самореализации, непрерыв­ного самосовершенствования объединяет интересы человека, социальной группы общества, государства. Если общество и государство окажутся способными организовать образование по модели самосовершенствования человека как здоровой, умной, красивой личности, то они практически обеспечат себя высоко­актуальными личностями, инициативными профессионалами -творцами народного благосостояния.

3.2. Здоровье как условие устойчивой умственной работоспособности

Древнегреческий врач Клавдий Гален давал такое опреде­ление понятия «здоровье»: «... состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельнос­ти...»

По определению Всемирной организации здоровья: «Здоро­вье — это состояние полного физического, духовного и социаль­ного благополучия, а не только отсутствие болезни и физичес­ких дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).

В Большой Советской Энциклопедии написано: «Здоро­вье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием ка­ких-либо болезненных изменений»1.


В научной литературе имеется более 70 определений поня­тия «здоровье». Систематизация определений понятия здоро­вья позволяет выделить его признаки (В.И. Лощилов, 19S7; Н.А. Макарова, 1997):

♦ отсутствие болезни;

♦ нормальное функционирование организма;

♦ динамическое равновесие организма, его функций и факто­ров окружающей среды;

♦ способность к полноценному выполнению основных соци­альных функций;

♦ полное физическое, духовное, умственное и социальное благо­получие, принцип его единства, саморегуляции, гармоничес­кого взаимодействия всех органов;

♦ способность приспосабливаться к постоянно меняющимся ус­ловиям окружающей среды.

Опыт предшествующих поколений, мировой культуры, t а-уки, искусства дает множество примеров сочетания разносто­ронних умственных способностей, таланта и даже гениальнос­ти с исключительными физическими данными, подтверждает великую истину: «В здоровом теле - здоровый дух». Физиоло­гически - это просто объяснимый факт. Мозг - носитель на­шей психической жизни - не изолирован от всего организма в целом. То, что происходит в организме, обязательно отражает­ся на работе мозга. Отсюда следует простой вывод: все, что укрепляет здоровье, одновременно укрепляет и головной мозг. А раз это так, то культура личности есть в то же время культу­ра тела, включающая заботу о здоровье. Разум, здоровье - са­мое большое наше богатство, это подарок природы и результат большой, напряженной, каждодневной работы над собой.

Что же влияет на здоровье? Однозначного ответа нет. Вот один из таких ответов: состояние здоровья, 1гродолжительность жизии зависят на 15-20 % от генетических факторов;, на 20-30 % - от состояния окружающей среды, на 40-50 % - от образа жизни и на 10 %- от деятельности службы здравоохранения 1.

Между тем врачи давно заметили, что больные склонны искать причины заболевания не в себе, не в образе жизни, не в своем поведении, а во внешней среде. Так, им больше импонл-рует заключение врача о том, что виноваты не они, а «среда»,