Основные свойства нравственности.

«Не делай другим того, чего себе не желаешь». Это золотое правило нравственности.

Что в первую очередь обращает на себя внимание в этой формулировки? Требовательность или императивность, повелительность этого правила. Причём эта требовательность свойственна всем нравственным нормам, нельзя представить предписание, которое начиналось бы «хорошо бы» или «а давайте попробуем».

Следующее, что обращает внимание – то, что данное требование универсально, оно не локализовано ни ситуативно, ни во времени. Моральная норма всегда вневременна, всегда универсальна.

Ещё одной значимой чертой золотого правила является его общечеловеческая значимость. Для него нет исключений. Адресатом требования является каждый человек, независимо от его социального или финансового положения, независимо от его настоящих или прошлых заслуг.

Причём ещё одним значимым фактором является выполнение того или иного предписания дело сугубо добровольное, личное. Доброе дело, совершённое под принуждение, перестаёт быть добрым, теряет своё нравственное содержание. Нравственным считается тот человек, который совершает должный поступок из опасения потерять самоуважение и уважение других людей (а не потому, что боится тюрьмы или загробных мук).

Ещё одно свойство золотого правила. Учёные называют его «антиномичность», то есть противоречивость. С одной стороны, нормы нравственности требуют от человека личной незаинтересованности, своеобразного бескорыстия в их выполнении. С другой стороны, соблюдение данных норм способствует лучшей адаптации человека в обществе, то есть приносит определённые выгоды. Шопенгауэр (философ) говорил, что в циничном выражении золотое правило таково: ты – мне, я – тебе.

Коротко про золотое правило:

1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении.

2. Универсальность. Неизменны в любой сфере человеческого бытия. Не локализованы ни ситуативно, ни во времени.

3. Общезначимость. Распространяются на всех людей без исключения. Для нравственности неприемлема избирательность и «двойная мораль».

4. Антиномичность. Противоречивость. Необходимо делать добро, потому что это выгодно и целесообразно, но оно должно быть бескорыстно. Боец Собра или преступник – действия механические одни и те же, но нравственная оценка различна.

5. Внеинституциональность. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована, её нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерами принуждения с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убеждённостью человека, то есть носят неофициальный характер. Их нарушение не наказывается, но приводит к применению моральных санкций. Причём это моральное обсуждение может высказать как один человек, как группа, так и общество в целом.