рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - раздел Культура, Министерство Образования И Науки Рф ...

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Кафедра культуры и коммуникативных технологий

И.А. Жерносенко

Курс лекций

По дисциплине

«МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

 

Барнаул 2013

 

 

Предисловие

Мудрые люди говорят: «Чтобы понять настоящее – нужно знать прошлое. Теряя прошлое – убиваешь будущее».

Каждый человек мечтает построить свое будущее таким, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» (Н. Островский)

Но как прожить, не совершая ошибок? Как избежать разочарований и сожалений?

Для этого человечество тысячелетиями собирало Великое сокровище, имя которому ИСКУССТВО.

Известно, что искусство обладает уникальной способностью переводить житейский и духовный опыт человечества в личный опыт каждого человека. Сопереживая персонажам произведений искусства, мы приобретаем бесценный эмоциональный опыт.

Знакомясь с шедеврами разных эпох, мы можем понять:

• как было устроено общество, когда этот шедевр был создан;

• каков был быт людей, и как складывалась экономика государства;

• какие черты той эпохи мы встречаем в нашей повседневности.

 

Освоив опыт предков, мы можем осознать:что происходит с нами сегодня и что нас ожидает завтра.

Курс лекций по Мировой и отечественной культуре нацелен на освоение уникального опыта человечества и выявление основных типологических характеристик разных этапов его историко-культурного развития.

По стойкому убеждению автора, выпускник высшего учебного заведения, становится культурным человеком, способным ориентироваться как в мировых, так и региональных процессах социо-культурного развития.

Не зная основ собственной культуры, ее ценностей, мы никогда не сможем понять и принять чужие ценности, особенно, если они не похожи на наши. Но еще во сто крат хуже, если мы, не ведая собственных святынь и культурных достижений, заискиваем и преклоняемся перед чужими.

Прав был Митрополит Иоанн, сказав: «До тех пор, пока мы сами не научимся любить свой народ, свое Отечество и его историю, свои святыни – мы и других не сможем научить нас уважать».

Итак, что такое культура? Как она возникла? И может ли развиваться человечество без культуры?... Об этом и будет наш разговор на лекциях.

 

Цель курса: Создать оптимальные условия для приобретения студентами целостного понимания проблем теории и истории культуры. Сформировать в них готовность и способность к самостоятельному освоению подлинных художественных ценностей, созданных и созидаемых человечеством. Способствовать глубокому осмыслению обширного опыта отношений между людьми, их миропонимания, отраженного в произведениях искусства.

 

Задачи:

1. Изучить, опираясь на текст Лекций, общие закономерности художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории. Овладеть знанием законов развития художественной культуры во всех общественно - экономических формациях и истории в целом. Научиться выявлять глубинную смысловую связь, мировоззрения эпохи и специфики ее культурно - исторического развития.

2. Структурировать изучаемый текст, отчетливо представляя себе общие и локальные типы культур, понимая единство и сложность процессов мировой художественной культуры в ее своеобразных и уникальных вариантах. Освоить принцип системного строения культуры и неравномерность протекающих в ней процессов.

3. Выстроить синтетическую панораму мирового художественного процесса, его главных направлений и тенденций путем составления типологических таблиц каждого историко-культурного этапа. Научиться находить сходные культурно - исторические характеристики в явлениях современности, определять их духовные и материальные причины и следствия.

4. Освоить практически художественные реалии – конкретные произведения искусства, возникшие и существующие в мире художественной культуры каждой исторической эпохи с ее творческими методами и стилями, жанровым и видовым своеобразием.

5. Выписать основные артефакты, созданные в каждый историко-культурный период, отмечая их типологические характеристики.

6. Разобраться в особенностях гуманитарного восприятия художественных произведений.

7. Понять специфику смыслового прочтения эпохи и ее художественных текстов, составить словарь новых понятий и терминов.


ЛЕКЦИЯ 1.КУЛЬТУРА ДОЦИВИЛИЗАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА – 2 часа

 

Культура и цивилизация: две стороны единого процесса.

Официально в гуманитарных науках считается, что термин «культура» возник от латинских слов«colo», «colere», что означало«возделывание»,… Академик и заслуженный профессор Императорской Санкт-Петербургской… Русский философ, художник, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший…

Синкретизм первобытной культуры.

Синкретизм сознания, обусловленный синкретизмом деятельности, порождает же синкретическую ментальную структуру - миф. Миф – это система рациональных… В итоге вся культура во все времена являетсяспособом… Уже на ранних этапах развития первобытного общества в изображении зверя и человека появляются первые черты двух стилей…

ЛЕКЦИЯ 2.КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ – 2 часа

 

Результаты неолитической революции.

Присваивающий характер добывания пищи ставил жесткие рамки развития первобытного общества: оно могло существовать только в виде небольших групп,… Земледельческий труд в десятки раз повышал эффективность деятельности по… Возникновение сельского хозяйства оказало беспрецедентное влияние на становление человечества как творческой…

Природные и исторические предпосылки возникновения земледельческих цивилизаций.

На смену эмоционально-напряженному и настороженному сознанию охотника, ориентированному на непосредственный результат, пришло гораздо более… В земледельческом обществе начинает меняться пространственная организация (по… В пространственных представлениях земледельца, пустившего корни на определенном месте, присутствует вполне конкретная…

Материальная, духовная и художественная культура земледельческих цивилизаций.

Другая общая особенность памятников древневосточного искусства - отчетливое преобладание в них информативного начала. Причем, эта информативность… Третья важная особенность древневосточного искусства - его иерархичность,… Со становлением города-государства возникла необходимость в монументальных общественных сооружениях. Классовое…

Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 1) раскройте характеристику любой земледельческой цивилизации по тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Древние культуры долин великих рек (на выбор).: Месопотамия, Древний Египет, Египет эпохи Эхнатона, Древний Китай и Древняя Индия

· Культура Мезоамерики (на выбор): майя, ацтеки, тольтеки, ольмеки, инки

ЛЕКЦИЯ3. КУЛЬТУРА КОЧЕВЫХ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ – 2 часа

Принципиально отличались от земледельцев кочевые общества Евразии. Они гораздо дольше оставались на первобытнообщинной стадии, т.к. однажды… Для понимания хода исторического развития Евразии в целом очень важен факт…  

ЛЕКЦИЯ 4. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА – 2 часа.

Основным элементом полисного государства стал город - укрепленное поселение с упорядоченной концентрированной застройкой, центральной площадью для… Греческие города в условиях ограниченных возможностей неполивного земледелия… Ориентация на внешний рынок с соответствующим специализированно-товарным характером экономики имела огромное значение…

ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – 2 часа

Период Средневековья, началсяпо всей Евразии поистине тектоническим сдвигом Великого переселения народов, довершив процесс распада Римской империи и… Материально-производственные и духовные предпосылки художественной культуры… Доставшиеся еще с варварских времен, приемы земледелия в средние века почти не изменились, и даже уже известные…

Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 2) раскройте характеристику любой цивилизации периода Средневековьяпо тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Европейское Средневековье (на выбор): Германия, Франция, Испания

· Русское Средневековье

· Культура арабо-мусульманского средневековья

 

 

ЛЕКЦИЯ6. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ – 2 часа

Что такое Ренессанс? В переводе с французского «Renaissance»означает «Возрождение». И большинство воспринимает этот термин как переход… Вот как решал эту задачу академикИ.И.Иоффе: «Ренессанс есть не только… Материальное и духовное, реальное и идеальное, земное и божественное, христианское и языческое, индивидуальное и…

Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 2) раскройте характеристику любой культуры периода Возрождения по тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Культура европейского Возрождения (на выбор): Италия, Германия, Великобритания

· Турецкий Ренессанс (культура эпохи султана Сулеймана Великолепного)

 

 

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРА РАННЕБУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА – 2 часа

В XVII в. переворот в науке явился одним из фундаментальных процессов перестройки всей духовной культуры. Дело не столько в конкретных научных… Познающий разум человека теперь противостоит миру, которым можно и должно… Ренессансный идеал гармоничного целостного человека в един­стве его телесных и духовных свойств и многообразных…

Европейская художественная культура XVII - XVIII вв.

И все же мы вправе наметить общую типологическую характе­ристику художественной культуры XVII - XVIII вв., ибо суть происходившего состояла именно в… На смену ренессансной модели мира пришла маньеристическая по своему выражению,… Хотя классицизм предпринимал героические усилия, чтобы сохранить ренессансный образ гармоничного мира, а рококо…

Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 2) раскройте характеристику любой раннебуржуазной культурыпо тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Культура эпохи барокко (на выбор): Франция, Испания, Нидерланды, Петровское барокко, Россия в период правления Екатерины Второй

· Культура эпохи классицизма (на выбор): Франция, Россия

 

ЛЕКЦИЯ 8. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – 3 часа

Вся общественная жизнь капитализма, его материальная и духовная культура насквозь пронизаны проти­воречиями. Господство принципа всеобщей полезности, "голого чистогана",… Практика общественного развития капитализма обнаружила нереализуемость гуманистических идеалов, ценностей и…

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

2. Какие проявления имели в романтическом искусстве две сложившиеся в XIX веке мировоззренческие позиции? 3. Какие тенденции современного бытования фольклора сформировались в XIX… 4. Какие противоречия в отношении к искусству породил новый статус художника в XIX веке? Как эти противоречия…

Пользуясь Типологической таблицей (Приложение 2) раскройте характеристику любой культуры Нового или Новейшего временипо тем же параметрам.

Темы на выбор:

· Русская культура XIX века: поиски смыслов бытия.

· “Серебряный век” русской культуры.

· Культура тоталитарного общества (на выбор):СССР, Германия, Китай

· Двадцатый век: кризисные явления в европейской культуре.

· Культура Постмодернизма на рубеже II – III тысячелетий (на выбор):Россия, Китай, Европа, Япония.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

 

ПАРАМЕТРЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ СКОТОВОДЧЕСКИЕ (КОЧЕВЫЕ) РЕМЕСЛЕННО-ТОРГОВЫЕ
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ районы великих рек; много воды и тепла, плодородные поливные земли (субэкваториальный пояс) малоплодородные почвы, большие пространства с разнотравьем (степи, прерии, предгорья) неплодородные почвы (гористая местность, леса); ограниченное земледелие и скотоводство, основной вид деятельности -ремесло; результат - торговля
ПОСЕЛЕНИЯ крупные города с мощными стенами, к ним примыкают большие поля с оросительными системами нет постоянных поселений; легкие транспортируемые жилища небольшие самостоятельные города-государства (полисы) -новый тип поселений, открывший широкие возможности для быстрого прогресса
ГОСУДАРСТ-ВЕННОЕ УСТРОЙСТВО Теократия, правитель-деспот чиновничья иерархия, мощные государственные образования-империи военная демократия; правитель - вождь (выборная должность); военная иерархия демократия; правит Совет, Сенат
ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИЕ ОСОБЕННО-СТИ, МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ созидательный коллективный труд, мирный характер народа; человек слаб, имеет ограниченные возможности, подавлен богами и стихиями агрессия, воинственность, элементы индивидуализма: "человек человеку - волк" доброжелательность, деловитость; "человек - мера всех вещей" (Протагор)
МИФОЛОГИЯ мифы о сотворении и устройстве мира (космогонические); обожествление стихий, боги в основном зоо-антропоморфные; жизнь движется по кругу (растительный принцип) близка тотемистическому культу первобытных охотников; героический эпос - герои космичны; противопоставление мира жизни и смерти боги антропоморфны, узкоспециализированы, множество бытовых реалий; героивыдающиеся личности, некосмичны; смерть - обратная сторона мира, откуда нет возврата: "лучше плохая жизнь на земле, чем хорошая в ином мире"
НАУКА, ТЕХНИКА науки, необходимые для земледелия: астрономия, метеорология,врачевание; для строительства: математика, геометрия...; священное иероглифическое письмо; науки в основном мифологичны, доступны жрецам; техника: строительные и сельскохозяйственные орудия, ирригационные системы, архитектура, инженерное дело потребность в естественнонаучном знании отсутствует, развивается: военная наука; высокая техника изготовления оружия, развитая технология металлургии вырабатывается рациональное знание: реальные законы природы, математические науки, философия как способ научного познания; широкое распространение письменности - более простой и совершенной; система светского образования; для торговли необходимы география, навигация судострои- тельство...; выделяются принципы деятельности: «техне» и «пойезис»
ХРАМЫ -МОДЕЛИ МИРА в виде мировой горы (принцип иерархии), гигантские размеры, основная форма пирамида: храмы и пирамиды Египта и Мезоамерики, зиккураты, ступы, пагоды поклоняются объектам природы (горы, источники, деревья) как местам обитания духов; космогонические объекты (мировое дерево, мировая гора) присутствуют в реальном окружающем мире построены по принципу мировой горы, но внешне напоминают дворцы правителей - тенденции секуляризации античной мифологии; антропоморфизм храмов: в основе расчета -пропорции человека, энтазис колонн, "припухлость" всех прямых линий.  
ХУДОЖЕСТ- ВЕННЫЕ ОБРАЗЫ боги и правители изображаются по канону; портрет умершего как дубликат его физической оболочки; простые люди изображаются реалистически зверь - символ кочевника; конь - источник жизни; олень, горный козел -солярная символика; человек - реалистически в сценах охоты или битвы; мегалитические изваяния воинов антропоморфные боги, человек; новый жанр - портрет живого человека, но идеально-обобщенный ("очеловеченный бог и обожествленный человек"), в Риме - реалистический портрет. Художественные принципы в Греции: агон, "полезность красоты"  
КАНОН предельно устойчив, невосприимчив к новациям; иерархичность в изображении, статичность открыты влияниям иных культур - адаптируют, но не развивают; отсутствие выраженного канона; динамичность сюжетов, реалистичность пропорциональное, идеализированное, собирательное изображение; изменение канона в зависимости от эволюции мировосприятия  
ДОМИНИРУЮ­ЩИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬ­НОСТИ архитектура, скульптура, барельефы, фрески, иероглифика и иератика; искусства утилитарны, подчинены религиозным культам; монументализм ювелирное и прикладное искусство; его функциональность украшение одежды, упряжи, оружия, посуды выполняет функции оберегов; большое значение орнамента как носителя информации; миниатюризм скульптура, архитектура, театр; искусство как средство усовершенствования человека; подразделение видов искусства на технические и мусические; появляются теоретические трактаты об искусстве  
СТЕПЕНЬ КРЕАТИВНОС­ТИ КУЛЬТУРЫ прогрессивнее кочевой, т.к. необходимо совершенствование технологии сельскохозяйственного производства, но не развивает творческую энергию человека, замкнута, циклична. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ культура высоко адаптивна, при необходимости способна трансформироваться в другие типы, но при этом путь развития культуры -тупиковый, т.к. не содержит потребности в рациональном познании, а, значит, в развитии творческого потенциала. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ открыта для влияний извне, содержит мощный потенциал для саморазвития. КРЕАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ  
             

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ПАРАМЕТРЫ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ
  Природные и исторические условия Территория Западной Европы на юге была давно обжита греками, которые прошли свой путь развития очень быстро (будучи креативным). Древний Рим многое заимствовал из культуры Греции, обращая внимание на социальные вопросы (юридическое право, политика). Однако принцип демократии, породивший лозунг «Зрелищ и хлеба» для плебса, привел к сложной ситуации внутри государства и возможности захвата территорий варварами. Часть племен живет на севере Европы, занимаясь войной и грабежами. В центре Европы – кочевники начинают заниматься земледелием, но особые природные условия: малые территории (леса, болота, горы) - приводят к ограниченной возможности для занятий земледелием. Тяжелое освоение земли делает необходимым использование железного плуга с отвалом и колесом, лошадь становится животным для распашки земли. В сознании этих людей присутствуют качества и кочевой и земледельческой культур.
Поселения Основной тип поселения город– укрепленное сооружение. Город стал центром ремесленников-производителей, где труд отдельного человека превращался в общее дело, при этом без ремесленников было невозможно и земледелие. Первоначально город группировался вокруг монастыря или рынка, с XII века – в центре муниципалитет (орган самоуправления). Город – самодостаточен, маленький, нацелен на внутреннюю торговлю: тесная связь между городом и фермерскими хозяйствами. Земледельцы жили за городской стеной. Правитель – воин - землевладелец.
Государственное устройство Государственное устройство – монархия – правитель – выдающийся полководец, но власть должна быть освящена церковью, что создает условия для наследования власти. Правитель – слуга Бога – король. Феодал – воин + землевладелец. Ремесленники ↑ Рыцарство ← Феодалы → Церковь ↓ Крестьянство Возникает 4 субкультуры общества: бюргерская, рыцарская, крестьянская, церковная. Между ними присутствует диалог культур: 1. диахронический (из прошлого в будущее) - крестьяне – ремесленники 2.синхронический (феодалы существуют только в эту историч. эпоху) - рыцари – церковь.
Психологические особенности, место человека в мире. Человек переживает рождение и умирание, подобно процессу сотворения мира: мир однажды был создан Богом и наступит Апокалипсис. Во всем видит противоположности – божественное и земное, ад и рай, духовное и греховное, сеньоры и крестьяне. Время ощущается как векторно, так и циклически (земледельческий цикл): измеряется в единицах пространства – в «3-х днях пути», поэтому нет необходимости торопиться, он не ощущает защиты, все предопределено («тварь божья», 10 заповедей). Единственная возможность сказать то, что накопилось, выплеснуть эмоции – это карнавал,но только надев маску, приняв чужое лицо.
Мифология Главная идея – богосотворенностимира, она пронизывает все субкультуры, раскрывая в каждой из них разный аспект этой идеи.
Наука и техника 1.Крестьянство – новые средства производства, технические усовершенствования. 2. Духовенство – главный носитель науки – богословие – основная наука – познание абстрактной реальности «Верую, ибо абсурдно», ей подчинены – алхимия, метафизика, мораль, этика, эстетика, математика, астрономия. Основной способ познания – слово (молитва), как Бог «Сначала было слово…», оно не материально, звучит в церкви, с иконы, общение с Богом. 3. Рыцарско-придворная культура построена наигре – придворный этикет, все ради идеи, особые способы подачи: я тебя уважаю показывая через действия; институт прекрасной дамы. Действия рыцаря – слагает стихи, играет на муз.инструменте, турниры. Дама дарит знак своей любви – платок, кружево, перчатку. Все действия наполнены символами. 4.Бюргерская культура – главной становится предметная деятельность. Им необходимы реальные знания – открываются университеты. Нравственно, эстетично, красиво то, что полезно.
Храм как модель мира Изначально приспосабливали базилики. Храм-корабль, который несет человека по жизни. Романский стиль в 6в. появляется символ «+», и храм приобретает этот же символ, становится крепостью (в условиях феодальной междоусобицы). Готика: к 10 в. появляются храмы большой высоты, за счет стрельчатой арки. Дематериализация «тела» храма говорила об устремленности к Богу. Стены заполняют витражами, движение с запада на восток – от земного к духовному, от реального к ирреальному. Насыщенность символикой.
Художественные образы У каждой субкультуры вырабатывается свои художественные образы: Крестьяне – земледельческий календарь; Духовенство - религиозные сюжеты; Рыцарство – игра, этикет; Бюргерство– реалистическая и смеховая культура;
Канон Однажды данный канон человек не может изменить, потому что он дан Богом. Только бюргеры стремятся к изменениям, которые диктует жизнь.
Доминирующие виды искусств Литература, музыка, иконопись, архитектура, готическая скульптура; Аудиальный тип культуры: «В начале было Слово…».
Степень креативности культуры Консервативный тип культуры, который после античности воспринимается как деградация (частичная варваризация античных достижений), но внутри средневековой культуры заложена революционизирующая сила, которая приведет к взрыву изнутри – бюргерство. Их рационализм требует постоянного усовершенствования – технологии производства, изобретение часов, печатного станка, все это закладывает основы нового типа культуры – буржуазного.

БИБЛИОГРАФИЯ

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. / Д.Белл. – М.: Academia, 1999 – 949 с. 3. Виппер, Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи: в 2… 4. Город в средневековой цивилизации Западной Европы: в 4 т. / отв. ред. А.А. Сванидзе. – М.: Наука, 1999 – 2000.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

Основная литература

1.Культурология. История мировой культуры. / Ред. А.Н. Маркова.- М.: ЮНИТИ–ДАНА , 2010. – 575 с. – 200 экз.

2. Культурология. История мировой культуры. / Ред. Н.О. Воскресенская. М.: Юнити,2008. – 600 с. – 100 экз.

3. Садохин А.П. Мировая художественная культура, М.: ЮНИТИ, 2009. – 495 с. – 50 экз.

Дополнительная литература

4. Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций). – Ростов н/Д, 2007.

5. Гребенюк А.В. Курс лекций по истории цивилизаций. В 3-х т. Древний Восток. Античная цивилизация. Цивилизация средневековой Европы. – М., 2006.

6. Культурология. История мировой культуры: Хрестоматия, 2-е изд., перераб. и доп. / Ред. А.Н. Маркова – М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.

7. Садохин А.П., Грушницкая Т.Г. Культурология. М.:Юнити-Дана, 2010 – 683 с.

8. Моисеева, Л.А. История цивилизаций: курс лекций: серия «Учебники, учебные посо-бия» / Л.А. Моисеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

9. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия /Сост., ред. Б.С.Ерасов. М., 1999.

10. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца ХХ века / В.М. Хачатурян; под ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 1999.

Программное обеспечение и интернет - ресурсы

12. 15736 – Искусство русского Авангарда. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск (DVD). (библиотекаАлтГТУ) 13. 15755 – Россия ХХ века. Живопись. Архитектура. Музыка. [Электронный… 14. 15758 – Россия ХХ века. Философия. Литература. Театр. [Электронный ресурс] – 1 эл. Опт. Диск…

– Конец работы –

Используемые теги: курс, лекций, дисциплине, Мировая, Отечественная, Культура0.089

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Курс лекций По дисциплине МИРОВАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине Железобетонные конструкции Курс лекций. Для специальностей «Архитектура» и «Промышленное и гражданское строительство»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Курс лекций по дисциплине Отечественная история Тема 1. История как наука и учебная дисциплина. В.О. Ключевский
Автор составитель В Н Фридкин к ист н доцент... Тема История как наука и учебная дисциплина...

Курс офтальмологии КУРС ЛЕКЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ 1. Введение. Офтальмология и ее место среди других медицинских дисциплин. История офтальмологии. Анатомо-физиологические особенности органа зрения. 2. Зрительные функции и методы их исследования
Курс офтальмологии... КОРОЕВ О А...

Организационный этап выполнения курсовой работы 2.1 Примерная тематика курсовой работы . 3 Основной этап выполнения курсовой работы 3.1.1 Назначение и место ученого предмета дисциплины
стр Введение... Введение Реформирование национальной системы высшего образования связанное с введением нового перечня специальностей общегосударственного классификатора...

Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие. Основные понятия физической культуры и спорта
Кафедра физического воспитания и спорта... КУРС ЛЕКЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Курс лекций по теоретическому разделу дисциплины Физическая культура
Курс лекций... по теоретическому разделу дисциплины... Физическая культура ПЕРВЫЙ КУРС...

КУРС ЛЕКЦИЙ по дисциплине Отечественная история Лекция №1 Тема: Образование и развитие Древнерусского государства. Киевская Русь в IX-XII вв
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ... Факультет заочного обучения... А В Струков Н В Божко...

Курс лекций по теоретическому разделу дисциплины Физическая культура
Курс лекций... по теоретическому разделу дисциплины... Физическая культура ПЕРВЫЙ КУРС Тема Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке...

МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА КУРС ЛЕКЦИЙ Введение в общую психодиагностику. Курс лекций
ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ... МАСТЕРСКАЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА...

Краткий конспект лекций о курсу “Мировая экономика”, “Мировая экономика и международные отношения”, “Международная экономика”
по курсу Мировая экономика Мировая экономика и международные отношения Международная экономика для всех специальностей ЭФ... Тема Современное всемирное...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам