Понятие и предмет и задачи курса проф.этики

Термин « этика » происходит от древнегреческого слова « этос» — привычки, обычаи, нравы . Этика как наука существует более 20 веков . Еще в IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным « этический » класс человеческих добродетелей и образовал новое существительное ethica ( этика ) для обозначения науки , которая изучает добродетели. Слово « мораль » — от латинского слова «moris» — нравы, обычаи и т .п. На этом основании часто слова употребляют как синонимы. Но это неверно. Этика — это наука о морали , нравственности. Мораль — форма общественного сознания , в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе. Мораль и нравственность можно употреблять как синонимы. В обществе существуют разные социальные нормы, регулирующие поведение людей. Социальные нормы — общепринятые в рамках социальной общности ( группы ) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации . Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе , они необходимы для совершения согласованных коллективных действий . Для того чтобы лучше понять сущность моральных норм, рассмотрим другие виды социальных норм. Обычаи — общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передачи

социального и культурного опыта от поколения к поколению. Ритуалы — правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности ( например , ритуал посвящения в воины). Традиции — наиболее обобщенные и стабильные правила поведения людей в том или ином обществе , которые выверены временем и длительно существуют. Права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством .

Религия — духовно- нравственные правила человеческого общежития , основанные на представлении людей о Боге как творце мироздания. Нормы общественных организаций — представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. В отличие от всех вышеперечисленных норм нравственности или морали — это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии аморальными представлениями людей о добре и зле , справедливости и несправедливости, долге , чести , достоинстве. Иногда эти нормы называются правами, которые представляют собой правила поведения и оцениваются с нравственной точки зрения: «добрые нравы», « преступные нравы», « деградация нравов », « исправление нравов » и т .п. Нравственные нормы содержатся в документах ненормативного характера . К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги , клятвы и т .д. Ярким примером такого свода морально - нравственных норм является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 34- й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1979 г., в котором объединены нормы, обязывающие работников правоохранительных органов и в первую очередь осуществляющих расследование по уголовному делу, уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека ( ст. 2), применять силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей ( ст. 3), сохранять в тайне сведения конфиденциального характера , получаемые в процессе осуществления своей деятельности , если исполнение их обязанностей или требования право -судия не требуют иного ( ст. 4), нетерпимо относиться к любому действию , представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения ( ст. 5), обеспечивать охрану здоровья задержанных ими лиц ( ст. б )1. Существуют разные уровни этического знания о природе морали : описательный ( описывается « что такое хорошо и что такое плохо»), нормативно- критический (« как жить нельзя», как надо жить, чтобы быть добродетельным ), теоретический ( зачем быть нравственным, зачем быть добрым?) и нормативно-педагогический ( как

сделать так , чтобы нравственных людей было больше ?). На разных уровнях развития этических знаний решаются разные задачи: а) на описательном уровне — описывать мораль : нравы, обычаи в обществе ;

б ) на нормативно- критическом — предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы

следует соблюдать ; в ) на теоретическом уровне — объяснять мораль , ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику; г) на нормативно- педагогическом — учить морали , т .е. способствовать нравственному совершенствованию людей.

Таким образом , этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни .