Соотношение морали и политики.

Соотношение политики и морали – это проблема, которая вызывала и вызывает многочисленные дискуссии в литературе. Обсуждение этой темы имеет весьма солидную традицию. В различные исторические эпохи с той или иной степенью актуализации и проблематизации те или иные ракурсы проблемы получили определенное освещение и разработку.

Можно утверждать, что уже в рамках античной философской и политической мысли обозначились некоторые грани, некоторые развороты обсуждения обозначенного вопроса. Античные мыслители уделяли большое внимание проблемам наилучшего государства, отдавая предпочтение тем формам политического устройства, которые, по их мнению, являлись в большей мере соответствующими интересам достижения счастья индивидов, т.е. в представления о совершенном политическом устройстве были изначально этизированы.

По мысли М.Вебера, мораль – это нечто незыблемое, это не «фиакр, который можно остановить в любой момент, чтобы входить и выходить по своему усмотрению»

Что же касается политики, то она изначально конфронтационна, ибо одним из применяемых в ней средств является использование насилия, которое по своим субстанциональным основаниям противоречит нормам нравственности. Согласно Веберу, «государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области… претендует на монополию легитимного физического насилия»[8]. Через различия и даже противоположность интересов политика может разобщать людей и в известном смысле разъединять, дезинтегрировать общественную жизнь.Итак, политика и мораль суть различные начала общественной жизни. Но М.Вебер не довел разведение обозначенных институтов до абсолютных форм, до противопоставления компетенций. Он попытался выявить зоны соприкосновения, пересечения их через установление единства институционального и процессуального критериев анализа общественных явлений. «Этика ответственности» и «этика убеждений» являются, по его мнению, теми самыми принципами, которые «отвечают» за вторжение нравственности в политику. «Этика убеждения» рассчитана на действие таких мотивов человеческого поведения, как сила духа и идейная убежденность; она означает неукоснительное следование нравственным принципам