Взаимосвязь морали и правовых норм.

Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений , представляющий особый интерес для юристов . Ему посвящен ряд специальных работ . Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рас -смотрения последующих вопросов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам . Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины , направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимо переплетении . Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни . Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов , подчинения людей определенным правилам . Мораль и право выполняют единую социальную функцию — регулирование поведения людей в обществе . Они представляют сложные системы , включающие общественное сознание ( моральное и правовое ); общественные отношения ( нравственные и правовые ); общественно значимую деятельность; нормативные сферы ( нравственные

и правовые нормы). Нормативность — свойство морали и права , позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений « с необходимостью определяет общность правовой и

моральной систем Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно- экономической формации однотипны. Они отражают единый базис , потребности и интересы определенных социальных групп . Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости , гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны ; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права . Мораль и право — составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе

между этими социальными регуляторами существуют важные различия .

Право и мораль различаются:

1) по объекту регулирования ;

2) по способу регулирования ;

3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих

норм ( характеру санкций ).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение . Оно не должно, например , вторгаться в личную жизнь человека. Более то-го , оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения . Объектом морального регулирования является как общественно зна -чимое поведение, так и личная жизнь , межличностные отношения ( дружба, любовь, взаимопомощь и т . д .). Способ правового регулиро-вания — правовой акт, создаваемый государственной властью , ре-ально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах пра -вовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями , индивидуальным сознанием . Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным госу -дарственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции . В морали действуют только духовные санкции : моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества , коллектива, окру-жающих , а также самооценки человека, его совесть .