В2. Из истории возникновения и развития этической мысли?

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных

ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. этика

была слита с философией. В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно

утверждать:_к концу XVIII века завершился подготовительный (предварительный)

этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени

философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима

ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь

другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет

специфическую роль в жизни личности и общества.

Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия

до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции,

в Индии и Китае. Сам термин «этика»ввел

в научный оборот Аристотель (381-322 гг. до н. э). Но не этого

выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым

этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности

занимались учитель Платона — Сократ (469-399 гг. до н. э.), Про-

тагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное

место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в последующих

веках до нашей эры.

Естественно, среди первых вопросов, которыми задавались философы,

были не только мировоззренческие, но и вопросы нравственного

характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его

жизни).

Причины столь позднего ≪созревания≫ этики (к XVIII веку)

обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в

реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы

пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки

так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали.

Для выявления же специфики этики, особенности ее предмета, целесообразно

сопоставить ее с другими отраслями духовной деятельности

(исходя из принципа, что все познается в сравнении).

Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, предписывающей,

как поступать в тех или иных случаях, но и учением мировоззренческим,

теоретическим, объясняющим природу морали, сложный

и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устрем-

ления человека.

Теоретическая глубина этики позволяет ей давать человеку убедительные

рекомендации.

При всем этом на долю этики (нравственной философии) выпадает

две задачи:

1) выявить сущность морали;

2) координировать исследование морали различными науками.