В16. Соотношение морали и права?.

Право- совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Мораль - нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных; предмет специального изучения этики

Единство права и морали состоит в том, что:

1. И те, и другие являются нормами. Следовательно, и правовые, и моральные нормы логически и генетически имеют в своей основе социальную оценку предписываемого поведения. И те, и другие нормы являются предписаниями общего характера, имеющими сходную структуру и предназначенными для регулирования общественных отношений. Из этого, в свою очередь, следует общность их функционального назначения - нормы права и морали формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества;

2. Сферы регулирования моральных и правовых норм в значительной степени совпадают. И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание "универсальность" морали, её "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

3. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения. Право и мораль обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность - пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях;

4. У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: формирование отношений между людьми; они призваны охранять людей от общественно опасных посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения между людьми, оказывать целенаправленное воздействие на их поведение;

5. Право и мораль предполагают относительную свободу индивидов, что обеспечивает способность сознательного принятия решений;

6. Право и мораль в историческом развитии обладают преемственностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их

Отличительные особенности права и морали:

1. По происхождению. Мораль появилась ещё до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются стихийно на основе представлений о «добре и зле» и так далее. Право, как известно, появляется вместе с государством, формируется государством.

2. По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нормы права выражены в строго определённой форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и других, имеющих письменную форму.

3. По сфере действия. Правовое регулирование - -это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Подобные поступки попадают под действие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.

4. По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные. Это, в частности, бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, её общения с другими людьми.

5. По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются государством и только им. По-другому складывается мораль. Её нормы формируются социальными общностями (группами) людей. Для того чтобы норма морали получила право на «существование», не нужно разрешение официальных властей. Достаточно, чтобы такая норма была признана обществом, социальной группой - теми, кто намерен ею руководствоваться.

6. По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые - согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и другие).

8. По критериям оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

9. По характеру и способам воздействия на сознание и поведения людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, то есть меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определённый вид ответственности.

10. По мерам обеспечения. Поскольку право создаётся государством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие юридические санкции. По- иному обеспечивается мораль. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций. Сам коллектив, социальная общность решают вопрос о формах воздействия на лиц, не соблюдающих моральные требования.

11. По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений.