Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога.
1) Культура власти, или Зевса. Ее существенный момент личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют
o жесткую структуру,
o высокую степень централизации управления,
o немногочисленные правила и процедуры,
o авторитарны,
o подавляют инициативу работников,
o осуществляют тотальный контроль над всем.
Успех предопределяется квалификацией руководителя и своевременностью выявления проблем. Все это позволяет быстро принимать и реализовывать решения в условиях острой конкуренции. Такая культура характерна для вновь образованных коммерческих структур.
2) Ролевая культура, или культура Аполлона. Это бюрократическая культура, основывающаяся на системе правил и инструкций, характеризующаяся
o четкой специализацией,
o распределением ролей,
o прав, обязанностей, ответственности,
o специализацией участников,
Она негибка, неинновационна, малоэффективна при изменениях. Источником власти здесь является должность, а не индивидуальные качества руководителя. Такая управленческая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.
3) Культура задачи, или Афины. Эта культура приспособлена к управлению в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения проблем. Она основывается
o на сотрудничестве,
o коллективной выработке идей,
o общих ценностях.
Власть покоится здесь на компетенции, профессионализме и обладании информацией. Это переходный тип управленческой культуры, способный перерасти в один из предыдущих. Он свойственен проектным или венчурным организациям.
4) Культура личности, или Диониса. Она связана с эмоциональным началом и основывается на творческих ценностях, объединяя людей не для решения служебных задач, а для достижения индивидуальных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия, поэтому власть носит координационный характер.
Считается, что
o на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти;
o стадию роста характеризует ролевая культура;
o стадию стабильного развития — культура задачи или культура личности;
o в кризисе предпочтительна культура власти.
Манфред Кета де Вира и Дэнни Миллер сформулировали психопатические характеристики культуры управления, в соответствии с которыми выделили пять типов организаций.
Организация с параноидной культурой. Характеризуется централизацией власти,
o наличием нескольких неактивных управленческих стратегий (видимо, про запас),
o боязнью риска,
o диверсификацией производства, даже если в этом нет необходимости,
o недоверчивостью и страхом,
o чрезмерным контролем с помощью рафинированных систем слежения.
Организация с принудительной культурой.
Стремится к совершенству и избежанию любой ценой ошибок и неопределенностей. Здесь решающая роль принадлежит
o иерархии,
o формальным отношениям,
o попыткам все и вся контролировать,
o статусам,
o планированию мельчайших деталей.
o Это порождает схематизм,
o неспособность видеть за деревьями леса и быстро изменяться.
Организация с драматической культурой. Все ее участники
o активны,
o импульсивны,
o навязчивы,
o стремятся к внешнему успеху,
o рискуют.
Развитие здесь происходит скачками, нестабильно, что в конце концов ведет к хаосу и банкротству.
Организация с депрессивной культурой. Выживает в стабильных регулируемых условиях, вне конкуренции, ибо внутренне ориентирована;
o пассивна;
o неуверенна в будущем;
o живет за счет прежних достижений;
o бессистемна; рутинна.
Она функционирует как простейшая машина, а ее управляющие не способны принимать серьезные решения.
Организация с шизоидной культурой. Ее высшие руководители беспомощны, ищут компромиссы, лишены контактов, не дают четких указаний.Власть здесь принадлежит руководству среднего звена, преследующему личные. цели, и основывается на сокрытии информации. До рядовых сотрудников ни у кого не доходят руки.
Дополнительно:
Важным элементом управленческой культуры организации является культура отношения к женщинам, как занимающим руководящие должности, так и рядовым исполнителям, определяющая их положение. Низкий процент женщин на руководящих должностях имеет место как из-за сопротивления мужчин, так и женской неактивности, недостатка амбиций. В то же время, менеджеры мужчины теряют интерес к сохранению власти, если она противоречит их экономическим интересам. Однако экономика оказывает влияние только на высших руководителей, а на среднем уровне управления ее влияние прослеживается слабее.
Специалисты выделяют следующие виды культуры отношения к женщинам.
1. Культура джентльменского клуба. Это — культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которой мужчины-менеджеры, основываясь на патерналистских позициях, мягко удерживают женщин на определенных ролях, не позволяя им подняться выше. Женщины ценятся на той работе, которую выполняют, но им не позволяют разрушать барьеры и занимать руководящие должности. Попытка женщин настаивать на своих правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним.
2. Культура казармы. Она авторитарна и свойственна иерархической организации с вертикальными линями подчинения, в которой женщины занимают низшие уровни. Это позволяет игнорировать их интересы и относиться к ним грубо и презрительно (впрочем, как и ко всем, кто не обладает реальной властью).
3. Культура спортивной раздевалки. В ее рамках мужчины строят отношения на базе специфических мужских интересов, представлений, предположений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого положения, например, принадлежащих к высшему руководству организации, мужчины в свой неформальный круг общения не допускают.
4. Культура отрицания различий между полами. Эта культура отвергает дискриминацию, но не видит и реальных различий между полами, игнорирует женскую сущность и опыт, семейные обязанности женщин, а поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.
5. Культура ложной защиты женщин. В рамках этой культуры идея равенства, основанная на общечеловеческих ценностях, подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они — жертвы, нуждающиеся в помощи и поддержке.
6. Культура смышленых мачо. Внешне данная культура не принимает во внимание половые различия, ибо во главу угла ставятся просто умные и энергичные люди, умеющие в условиях жесткой конкуренции обеспечивать высокую экономическую эффективность работы фирмы. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными.