Основные концепции в этике делового общения (теоретические основы этики деловых отношений).

Теория утилитаризма и её развитие. Утилитаризм – этическое учение, в котором главной целью человека выступает польза. Для определения того, что будет пользой для всех заинтересованных сторон при принятии решения, в утилитаризме выработаны четыре принципа:

Принцип цели. Прежде всего, ценность поступка измеряется его целью – она должна удовлетворять запросы и желания всех участников деятельности.

Принцип полезности. Чтобы была достигнута наибольшая польза, цель поступка должна приносить максимально возможное благо наибольшему количеству заинтересованных сторон.

Принцип удовольствия. Благо каждого участника деятельности – это его удовольствие и счастье, достигаемое в результате достигнутой цели. Меру своего удовольствия и счастья каждый участник определяет сам.

Социальный принцип. Целью каждого поступка должно быть не собственное удовольствие и счастье человека, а благо общества или государства. Т.е., ценность достигаемой цели зависит от того, насколько она полезна всему обществу или государству.

Деонтическая этика (этика долга). Предмет этого учения – понятие долга. Оно характеризует не цель поступка, а его мотив, то, с чего человек начинает любой поступок. Мотивом поступков человека может быть стремление к удовольствию, желание заслужить похвалу, получение награды или денег. Но человек обязан поступать также и в соответствии с долгом – выполнять работу, совершать поступки не ради чего-то, а потому, что так нужно сделать, он должен так поступить. Например, долг врача – лечить больного, независимо от того, что он за это получит.

В этике деловых отношений существует следующая установка: профессионал обязан ориентироваться, прежде всего, на свой долг, а вознаграждение должно быть достойным его профессионального уровня.

Этика справедливости. Справедливость – этическое и социальное понятие, которое отражает равенство людей в обществе. В этике существует несколько подходов к справедливости. Автор первого – древнегреческий философ Аристотель. Он выделял два вида справедливости: уравнительный и распределительный. Уравнительный вид справедливости подразумевает, что каждый член общества должен получать равную со всеми меру благ и возможностей. Распределительный – каждый должен получать награду или наказание в соответствии со своими заслугами.

В последствии теория справедливости Аристотеля «распадается» на две: эгалитарную (справедливость – это признание за каждым равных прав) и капиталистическую (справедливость – это получение каждым меры благ соразмерно его вкладу в общее дело).

Теория справедливости Джона Ролза. В этой теории речь идет о том, как соблюсти равенство в обществе, в котором естественным образом существует неравенство (люди не равны по своим природным способностям и социальному происхождению). Для этого Ролз разрабатывает два принципа справедливости. Первый гласит: каждый член общества должен иметь равное количество прав и свобод. Второй гласит: при существующем в обществе неравенстве каждый, независимо от его положения, должен иметь свободный доступ к институтам власти и общественным институтам (образование, суд, парламент и т.д.).

Этика прагматизма.Прагматизм (от греческого «прагма» - «действие»). Этика прагматизма ориентирована на то, что каждая моральная идея и каждое моральное понятие должны быть реализуемы на практике. Если этого не происходит, следует изменить как содержание самого понятия, так и практику его применения. Например, если человек не может получить желаемого счастья, значит, ему следует изменить образ счастья (то, чего он хочет) и выбрать другую тактику его достижения (то, что он для этого делает).

Прагматизм вырабатывает особую «формулу жизни»: «желание – действие – успех», которой должен пользоваться каждый в достижении своих целей. Действия следует выбирать и делать так, чтобы они приводили человека к успеху.