Этика. Её предмет и значение

1. Понятие морали. Мораль как закон человечности.

2. Предмет этики, структура этического знания.

3. Проблема классификации этических учений.

 

1. Этика – древнегреч. ethos – «совместное жилище». Затем: «нравы, общественный порядок, образ мысли». Сейчас: «мораль, нравственность».

Аристотель: этические качества – качества души. «Никомахова этика».

Мораль – латинское mos «обычаи, нравы, характер; мода; покрой одежды». Моральная философия.

Мораль:

1) духовно-практический, императивно-оценочный способ освоения мира на основе различения добра и зла и стремления к высшему благу; самоопределение человека в мире;

2) специфический регулятив человеческого общежития, действующий на основе убеждения личности и общественного мнения.

Основное моральное правило – «золотое правило нравственности». Зафиксировано во всех цивилизация. Золотое правило – признак универсальности морали.

Смысл:

- творческое развитие каждой личности, самоценность личности; ценность человеческого сообщества.

2. Предмет:

- моральные феномены: свобода, нравственность, ответственность и так далее;

- осмысление нравственных ценностей;

- предельная проблема – проблема смысла жизни;

- специфические и прикладные проблемы современности (клонирование, эвтаназия, аборт).

Структура знания, уровни:

- эмпирический (дескриптивная);

- теоретический (метаэтика) – уровень обоснования морали;

- нормативный (прескрептивная) – этика учит морали; этика критикует и обосновывает системы ценностей и норм;

- прикладная этика – этическое знание, которое может быть использовано непосредственно в практике для разрешения конкретной ситуации и публичных проблем социума.

Этика всегда морально пристрастна.

Аристотель: этика – практическая философия.

Предмет этики: философская рефлексия (= жизнь) по поводу основания морального бытия.

По критерию обосновании морали 2 парадигмы
деонтологическая утилитаристская
Название 19 в., Бентам: учение о нравственности, то есть, о нравственно должном; этика долга; свод, совокупность норм о поведении профессионалов. Нравственное существование как следование моральному закону, принципам и правилам. Постулаты Канта: свободная, добрая воля. Мораль тождественна долгу. Внешнее определение морального закона – категорический императив. Его формулировки: 1) поступай в соответствии с такой максимой, которая имела бы всеобщее значение; 3) самозаконодательствующая добрая воля; 2) никогда не относись к человечеству в своём лице и лице любого другого как к средству, но всегда как к цели. Сократ, Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский; Гегель; софисты. Этика Бентома. Последователь Милль. Наивысшая значимость природы человека. Все сферы должны способствовать развитию и удовлетворение потребностей человека. Ценностный ориентир – польза (= благо). Правило: наибольшее счастье для наибольшего числа людей. Наиболее значимы результаты, а не мотив. Критика абстрактности. Релятивизм и субъективизм.
По критерию высших нравственных идеалов
эвдемонизм благо, тождественное счастью утилитаризм гуманистическая этика целостное человеческое существование в единстве с миром религиозная этика трансцендентные духовные ценности
По критерию источника морали
натуралистическая мораль – реализация закономерности объективного мира супранатуралистическая мораль – трансцендентный источник. Этика Платона. Средневековая религиозная этика, Гегелевская этика.