Темы семинарских занятий

Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.

Подготовка к семинару может осуществляться в подготовке к докладу, в написании эссе, реферата с последующим их обсуждением.

 

Тема 1. Категории добра и зла (проблема нравственной направленности природы человека)

 

1. Категории добра и зла в истории философско-этической и религиозной мысли.

2. Нравственная направленность природы человека как философская и научная проблема.

3. Доброта как нравственное качество.

 

Литература

I.

Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. – М.: Изд. центр МП «ВНК»; фирма «Баркс», 1992.

Архангельский Л. М. Диалектика добра и зла как ключевая проблема философско-этического познания // Философские науки. – 1983. – № 2. – С. 44-53.

Бычков В. В. Идеал любви византийско-христианского мира // Философия любви. – М.: Политиздат, 1990. – Ч. 1. – С. 68-102.

Дубко Е. Л. Моральное добро (историко-критический анализ) // Философские науки. – 1986. –-№ 1. – С. 108-116.

Лосев А. Ф. , Шестаков В. П. История эстетических категорий. – М.: Искусство, 1965. – С. 100-110.

Новый Завет (любое издание)

Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.: Политиздат, 1992.

Скрипник А. П. Проблема морального зла в истории домарксистской этики // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. – С. 98. – 115.

Фетисов В. П. Добро и зло. Опыт историко-философского исследования. – Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1982.

Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Вопросы философии. – 1990. – № 7. – С. 59-132.

II.

Амосов Н. М. Мое мировоззрение // Вопр. философии. – 1992. –№ 6. – С. 50-74.

Глязер Г. Драматическая философия. Опыты врачей на себе / пер. с нем. 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1965.

Голдинг У. Повелитель мух // Голдинг У. Шпиль и др. произв. – М.: Прогресс, 1981.

Ефимов В. Т. Эгоистический альтруизм // Философские науки. – 1990. - № 5. – С. 32-39.

Кобзев А. И. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Ямина) // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М.: Наука, 1983. – С. 207-230.

Сабиров В. Ш. Два лика зла (Размышления русских мыслителей о добре и зле). – М.: Знание, 1992.

Свинцов В. И. Люди и крысы // Вопр. философии. – 1992. – № 8. – С. 184-191.

Симонов П. В. Искрящие контакты // Новый мир. – 1971. – № 9. – С. 188-205.

Филатов Д. П. Норма поведения, или Мораль будущего с естественноисторической точки зрения // Путь в незнакомое: Сб. II. – М.: Сов. писатель, 1974. – С. 371-415.

Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии / пер. с англ. – М.: Высш. школа, 1992.

Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. – 1971. – № 10. – С. 193-213.

III.

Бойко В. В. Доброта в нас и вокруг нас. – М.: Знание, 1988.

Гранин Д. Милосердие. – М.: Сов. Россия, 1988.

 

Тема 2. Гуманизм как принцип обоснования нравственности

 

1. Исторические формы гуманизма.

2. Понятие гуманизма применительно к цивилизации ХХ в.

3. Современные гуманистические концепции.

4. Проблема кризиса гуманизма.

 

Литература

I.

Боголюбова Е. В. , Тажуризина З. А. Буржуазный гуманизм: иллюзии и действительность. – М.: Знание, 1975.

Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – Гл. VII.

Борзенко И. М. , Кувакин В. А. , Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. − М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. − 388 с.

Ярошевский Т. Размышления о человеке. – М.: Политиздат, 1984.

II.

Арзаканьянц Ц. Г. От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. – М.: Мысль, 1969. – С. 77-82.

Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей. – М.: Знание, 1981. – С. 25-36.

Блюмкин В. А. Человек как высшая ценность // Проблемы формирования личности в различных сферах общественной жизни. – М. , 1980. – С. 34-39.

Борзенко И. М. , Кувакин В. А. , Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. − М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. − 388 с.

Буева Л. П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества // Человек в системе наук. – М. , 1989. – С. 493-502.

Кувакин В. А. Твой ад и рай: Человечность и бесчеловечность человека. − СПб.: Алетейя; М.: Логос, 1998. − 357 с.

Кудишина А. А. Гуманизм − феномен современной культуры. − М.: Академический Проект, 2005. − 342 с.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. гвардия, 1990. – С. 229-272.

Панфилова Т. В. О содержании понятия «гуманизм» // Философские науки. – 1990. - № 9. – С. 112-117.

Смоленцев Ю. М. Проблемы гуманизма в марксистской этике. – М.: Знание, 1984.

Тавризян Г. М. Проблема преемственности гуманистического идеала // Вопр. философии. – 1983. – № 1. – С. 73-82.

Файнбург Э. А. К вопросу о так называемой прагматике гуманизма // Проблемы гуманизма в м/л этике. – Ростов н/Д. , 1977. – С. 60-65.

III.

Борзенко И. М. , Кувакин В. А. , Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов. − М.: Рос. гуманист. о-во, 2005. − 388 с.

Каримский А. М. Проблема гуманизма в современной американской философии. – М. , 978.

Кудишина А. А. Гуманизм − феномен современной культуры. − М.: Академический Проект, 2005. − 342 с.

Печчеи А. Сто страниц для будущего // Будущее - в настоящем. – М.: Прогресс, 1984. – С. 26-47.

Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1984.

Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. – М.: Политиздат, 1989. – Гл. 5-6.

Хаксли Д. Ключ к будущему – гуманизм // Диалоги. – М. , 1979. – С. 10-17.

IV.

Бердяев Н. А. Русская идея // Вопр. философии. – 1990. – № 1. – С. 121-128.

Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – Гл. VIII-IX.

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопр. философии. – 1990. – № 4. – С. 144-163.

Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль, 1990.

Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: сб. статей. – М.: Книга, 1990. – С. 391-397.

Франк С. Л. Ересь утопизма // Родник. – 1989. – № 6. – С. 52-58.

Франк С. Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. – П. , 1949. – С. 48-98, 290-298.

Фромм Э. Бегство от свободы // пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.

 

Тема 3. Экология и мораль

 

1. Отношение человека к природе в различных культурах. Нравственные и мировоззренческие корни экологического кризиса.

2. Принципы экологической этики (современные концепции).

3. Отношение к животным как проблема нравственности.

4. Экология культуры – новое направление духовно-нравственных поисков современной цивилизации.

 

Литература

I.

Баландин Р. К. , Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 188-244, 308-328.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – С. 146-249.

Игнатовская Н. Б. Природа как ценность культуры. – М.: Знание, 1987. – С. 7-35.

Экологические интуиции в русской культуре: сб. обзоров. – М.: ИНИОН РАН, 1992.

II.

Аксенов Г. П. «Личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность» (В. И. Вернадский: ноосфера, творчество, нравственность). – М.: Знание, 1990.

Василенко Л. И. Поиски оснований и источников экологической этики // Вопр. философии. – 1986. – № 2. – С. 145-152.

Гиренок Ф. И. Русские космисты. – М.: Знание, 1990.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.: Прогресс, 1990. – С. 244-288.

Игнатовская Н. Б. Указ. соч. – С. 40-53.

Леопольд Д. Календарь песчаного графства. – 2-е изд. – М.: Мир, 1983. – С. 200-222.

Моисеев Н. Экология, нравственность и политика // Вопр. философии. – 1989. – № 5. – С. 3-25.

Петрицкий В. А. Экологизация морали и этика // Философские науки. – 1990. – № 5. – С. 103-106.

Печчеи А. Человеческие качества / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М. , 1990. – С. 328-350.

Швейцер А. Культура и этика / пер. с нем. – М.: Прогресс, 1973.

Шипунов Ф. Оглянись на дом свой. – М.: Современник, 1988. – С. 66-188.

III.

Игнатовская Н. Б. Отношение к животным как проблема нравственности // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. – С. 220-237.

Покуленко Т. А. Вегетарианство как нравственная ценнось // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1990. – С. 258-271.

IV.

Казначеев В. П. Экология культуры // Культура народов Севера. – Новосибирск: Наука, 1986.

Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская лит-ра, 1989.

Лихачев Д. С. Прошлое – будущему: статьи и очерки. – М.: Наука, 1985. – С. 49-105.

Наше наследие. – 1991. – № 1. – С. 3-21.

Рерих Н. К. Избранное. – М.: Сов. Россия, 1975. – С. 74-98, 208-280 (статьи Д. С. Лихачева, Ф. Разумовского и др. материалы)

 

Тема 4. Социально-нравственное содержание категории справедливости

 

1. Исторические модификации справедливости.

2. Понятие справедливости. Справедливость и равенство.

3. Экономический строй в свете справедливости.

4. Справедливость как нравственное качество личности.

 

Литература

I.

Давидович Е. Л. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. – М.: Политиздат, 1989. – С. 39-59.

Дубко Е. Л. , Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 143-145.

Дубко Е. Л. Социальная справедливость // Этическая мысль. – М.: Политиздат, 1988. – С. 61-68.

Кашников Б. Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: опыт реконструкции // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М. , 2001. − Вып. 2. − С. 89-117.

II.

Бербешкина З. А. Проблема справедливости в м/л этике. – М.: Высш. школа, 1974. – Гл. 1, 3.

Давидович В. Е. Указ. соч. – С. 19-39.

Дубко Е. Л. , Титов В. А. Указ. соч. – С. 155-163.

Прокофьев А. В. Справедливость или преодоление человеческой природы? (метанормативный контекст понятии справедливость» // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М. , 2003. − Вып. 4. − С. 23-49.

Прокофьев А. В. Человеческая природа и социальная справедливость в современном этическом аристотелианстве // Этическая мысль: Ежегодник / ИФ РАН; отв. ред. А. А. Гусейнов. − М. , 2001. − Вып. 2. − С. 41-64.

Ролз Дж. Теория справедливости / пер. с англ. − Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. − 535 с.

Фрицханд М. Марксизм, гуманизм, мораль / пер. с польск. – М.: Прогресс, 1976. – С. 136-171.

III.

Дубко Е. Л. Указ. соч. – С. 68-74.

Дубко Е. Л. , Титов В. А. Указ. соч. – С. 145-155.

Нерсесянц В. С. Прогресс равенства и будущность социализма // Вопр. флософии. – 1990. – № 3. – С. 46-56.

Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопр. философии. – 1990. – № 10-12.

 

IV.

Дубко Е. Л. Указ. соч. – С. 75-77.

Дубко Е. Л. , Титов В. А. Указ. соч. – С. 164-182.