Материальная и духовная культура

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную, что соответствует также двум основным видам производства – материальному и духовному. В широком смысле, материальная культура - это то, что человек использует непосредственно для своей жизнедеятельности, для ее сохранения и развития. Материальная культура включает:

ü культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, технический уровень производства в целом, научную организацию труда);

ü культуру быта;

ü культуру места жительства (жилища, дома, деревни, города) и т.д.

Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Духовная культура в общем смысле - это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, ее результаты - новые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения между людьми, возникшие в процессе духовного производства. К духовной культуре общества относятся

ü художественное творчество и искусство,

ü достижения науки,

ü общественные идеи и теории,

ü язык,

ü религия,

ü навыки участия людей в политической жизни,

ü нравственные качества и навыки общественного поведения,

ü правовые отношения,

ü просвещение и образование и.т.д.

История духовной культуры часто не совпадает, а порой даже вступает в противоречие с общественно-экономической историей народов не только потому, что материальный прогресс совсем не обязательно сопровождается творческим взлётом человеческого гения, но и потому, что развитие общества и развитие культуры протекают по разным законам. То, что при определённых условиях может быть желательным для экономики, может быть губительным для культурных ценностей.

 

4.Основные теории культурогенеза и современные подходы к пониманию явления культуры:

Вопрос о происхождении культуры является одним из самых дискуссионных. Единодушие проявляется только в бесспорности единственного субъекта культуры – человека. Выдвигается много гипотез о причинах перехода человека от животного к культурному образу жизни. Самые первые попытки осознать причины возникновения культуры присутствуют в древних мифах и в религии. С точки зрения креационистской концепции, человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше. В мифологии многих народов встречается образ бога-просветителя. Трансцендентальные теории созданы религиозными философами (В.С.Соловьёв). Возникновение культуры для них определено свыше, оно связано не с естественным развитием человека, а с высшим началом, которое привносит идею культуры. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу. Гуманистически-демиургическая концепция (Н.А.Бердяев) трактовала создание человеком культуры на восьмой день, после Бога-Творца, создавшего за семь дней мир и человека. То есть человек продолжил дело творения на земле, создавая свой мир. Космологическая теория культурогенеза представленная именами (В.И.Вернадского, П.А.Флоренского, Л.Н.Гумилёва). Они находили причину развития культуры в действии космических сил. Особые виды космических излучений влияют на действия человека его энергии, и вследствие этого развития культуры. Натуралистическая концепция считает происхождение культуры естественным результатам развития человеческого общества. Учёные (Ч.Дарвин, Г.Спенсер) обнаруживают сходство культурогенеза с процессом развития в животном мире. Игровая концепция (Йохан.Хейзинга) считал, что игра лежит в основе появления культуры. Из игры вышли и спорт, и философия, и религия и другие формы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии. Правда, не очень ясно, почему играли все животные, а культура появилась только у потомков некоторых видов обезьян. З.Фрейд стал создателем психоаналитической теории возникновения культуры. Культура создаётся путём подавления природных инстинктов. Человек обладает способностью, которая не присуща животным – это совесть. Человек подавляет первичные инстинкты с помощью норм и запретов. Культура возникает, как способ обуздания животных инстинктов и рождает современные культурные формы – искусство, религию, философию, науку. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Однако, как известно, культура, запрещая агрессивные влечения, часто сама создает условия для их появления. Существует орудийно-трудовая концепция происхождения культуры, она изложена Фридрихом Энгельсом. В процессе трудовой деятельности возникла необходимость в средствах общения. Таким образом, труд сделал из обезьяны человека и породил культуру. Социальная концепция близка предыдущей, но в данном случае подчёркивается не труд, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилищ и т.п. Магическая теория на первое место выводит ритуалы и заклинания, символические действия первых людей, для воздействия на предметы. Таким образом, появляются первые религиозные представления, а вместе с ними зарождается культура.

 

 

Культура предполагает много подходов к её пониманию и сегодня понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. В науке о культуре существует ряд концептуальных трактовок, каждая из них представляет интерес, поскольку раскрывает одну из сторон столь сложного феномена.

Сегодня можно выделить следующие школы и современные подходы к пониманию явления культуры:

генетический– оценивает культуру как возникающие в ходе общественного развития отличия человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни: «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков» (З. Фрейд);

деятельностный – рассматривает культуру как процесс деятельности человека и общества: «Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян), гуманистический аспект данного подхода обращает внимание на процесс производства самого человека (В. Межуев), социологический аспект – на процесс создания общества (К. Клакхон).Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (П. Сорокин).

гносеологический– понимает под культурой совокупность знаний о мире: «Культура – это интеллектуальный аспект искусственной жизни, которую человек создает в ходе своей социальной жизни» (А. Моль);

аксиологический– представляет культуру совокупностью ценностей: «Культура – воплощенные ценности» (Н. Чавчавадзе); Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта

нормативный – изучает культуру в качестве системы, регулирующей поведение человека в обществе: «Культура – система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом» (В. Давидович и Ю. Жданов);

знаковый (семиотический) – воспринимает культуру как механизм и сферу образования и функционирования совокупности знаков и значений, обеспечивающих коммуникацию членов сообщества: «Культура – совокупность текстов, точнее, механизм, создающий совокупность текстов» (Ю. Лотман);

информационный – описывает культуру как способ хранения и передачи социально значимой информации: «Культура – система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека» (В. Конев);

технологический– исследует культуру как совокупность форм и методов человеческой жизнедеятельности: «Культура – технология деятельности» (З.Файнбург);

символический – представляет культуру процессом возникновения и движения символических форм отражения мира в сознании человека: «Культура – процесс самоосвобождения человека» (Э. Кассирер).Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов.

системный – исходит из того, что культура является системообразующим фактором человеческого способа существования: «Культура – единство всех форм традиционного поведения» (М. Мид).

Следует обратить внимание, что между подходами не существует жестких границ, кроме того, могут быть выделены и другие подходы к определению культуры.