рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА - раздел Культура,   В.б. Храмов   Семиотика Культуры И Иск...

 

В.Б. Храмов

 

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

 

Учебно-методическое пособие

 

Краснодар 2011

 

Храмов В.Б., доктор философии, профессор кафедры философии и политологии КГУКИ: Семиотика культуры и искусства. Учебно-методическое пособие / В.Б. Храмов. - Краснодар, 2011.

 

 

Рецензенты:

Гриценко В.П., доктор философских наук, профессор.

Юречко О.Н., кандидат философских наук, доцент.

 

Курс, который представлен в конспективной форме, рассматривает семиотику как дисциплину собственно культурологическую. Поэтому мы начнем с темы, характеризующей культуру в качестве предмета научного исследования.

 

Тема I. Предмет и задачи "семиотики культуры и искусства"

 

1. Понятия культуры, культурологии и семиотики

Сегодня культуру изучает ряд дисциплин (в том числе и семиотика), которые объединяются в одну комплексную науку, что носит название "культурология". Слово "культурология" произошло от двух иностранных слов - «культура» и «логос». Слово "логос" греческого происхождения. Это слово означает учение, знание, понимание, мысль. Точнее всего современный язык обозначает содержание данного понятия с помощью слов "учение", "наука". Таким образом, слово "культурология" буквально значит учение о культуре, наука о культуре, наука, предметом изучения которой является культура.

Для того чтобы лучше понять данный термин, необходимо иметь точное представление о том, что называют «культурой» и что называют «наукой».

Начнем с центрального для культурологии понятия культуры. Этот научный термин возник очень давно. Но в процессе долгого исторического существования его содержание не было уточнено и не стало общепринятым. Скорее наоборот, термин культура обрастал все новыми и новыми смыслами. И это неудивительно, ибо сам термин возник несколькими тысячелетиями раньше, чем наука «культурология», которая бы поставила одной из своих задач дать данному понятию точное определение.

Слово «культура» иностранное. Произошло от римского, латинского источника. Культивировать значит возделывать, обрабатывать землю, точнее, почву. Это, так сказать, исходное значение слова. Возделывает, обрабатывает землю человек. По этой логике термин "культура" в самом общем плане фиксирует то изменение в мире, которое происходит под осознанным воздействием человека.

Слово «культура» возникло стихийно в римскую эпоху в процессе развития латыни. Но древний римский мир умер. Латинский язык, правда, остался, превратившись в «мертвый язык». Но в результате ряда конкретных исторических обстоятельств латынь в Европе становится языком науки и остается таковой на протяжении долгих веков. Многие ученые, представители различных наук, пытались ввести данное слово в научный обиход, установив значение термина «культура», сохранив, по возможности, смысловую связь данного понятия с языковым первоисточником. Но единой трактовки данного понятия им достигнуть не удавалось, ибо научный термин не только определяет, обозначает предмет - он имеет и так называемый «гносеологический статус», т.е. его содержание детерминируется логически. Термин становится элементом системы понятий данной конкретной науки, раскрывая свое содержание в понятиях этой науки. Поэтому в каждой конкретной науке термин «культура» приобрел свой специфический смысл. Отсюда возникает многообразие определений понятия культуры. Небезынтересно, что в далеком 1980 году на международном философском конгрессе говорили о том, что существует более 250 определений данного понятия. А сегодня их обнаружено уже свыше пятисот.

Нельзя не отметить, что изначальное содержание данного термина философично. Философичность его предопределена тем объемом, который охватывает понятие «культура». В его объем входит все то, что создает человек. Культура, таким образом, ближайшее понятие к философской категории «деятельность», непосредственно логически выводится из понятия «деятельность», является человеческой деятельностью. Предметом философии является мир в целом. И если мыслить грубо, в духе материалистической философии, то этот мир может быть разделен на природу и культуру. И культура, т.о., является постоянно увеличивающейся частью бытия.

Исходя из вышесказанного, культура, с точки зрения философии, суть способ и результат человеческой деятельности.

Но нас интересует собственно "семиотическое" понимание культуры. Семиотика (от греч. semeion — знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - искусство, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.). Семиотика, что ясно из определения, суть наука о знаках. При рассмотрении культуры с точки зрения семиотики акцент делается на том, что любой способ и результат человеческой деятельности имеет, помимо прочих характеристик, еще и знаковый характер - человек, создавая что-либо, информирует о себе, о своих знаниях, идеалах и ценностях. Поэтому, с известной осторожностью и оговорками можно говорить, что любой предмет культуры есть знак. И, поэтому, его следует изучать так же и в "знаково-информационном аспекте". Но, предваряя рассказ о знаках, завершим раздел, посвященный определению понятий культуры, дабы избегнуть недопонимания и ложных его интерпретаций (истолкований).

 

2. Культура и ценности

Объяснение, приведенное выше, указывает на ту предметную область, которую исследует культурология. Однако простейший анализ понятия культуры позволяет установить, что в деятельности человека можно четко выявить некие положительные и отрицательные ценностные элементы. Уже наблюдение за использованием слова "культура" в обыденной жизни позволяет выявить его ценностный смысл. И действительно, мы говорим о культурном и некультурном поведении данного человека, о культурном и некультурном производстве чего-либо и проч.

Данный ценностный смысл четко выявляется в самом распространенном определении культуры: культура – сумма ценностей, созданных человечеством. Из определения ясно, что понятие культуры не тождественно понятию ценности, поскольку не все ценности составляют мир культуры, а только те, которые создает человек.

Но что же такое ценность? При ближайшем рассмотрении выясняется, что "ценность" - весьма и весьма непростое понятие. Его смело можно отнести к философским. Теорию ценности разрабатывает особая наука – аксиология. Принадлежность ее к философии предопределена тем, что ценность, даже при предварительном ее рассмотрении, представляется как нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, происходящее в мире, будь то поступок человека или событие природной жизни, имеет ценностную сторону. Все сущее или могущее быть, или вообще как-либо принадлежащее к составу мира, таково, что оно не только есть, но еще и содержит в себе оправдание или осуждение своего бытия: обо всем можно сказать, что оно хорошо или дурно, прекрасно или безобразно, что оно должно или не должно, то есть, все можно оценить, выявить ценностный смысл.

Наблюдение действительности, на первый взгляд, приводит к мысли, что все ценности субъективны и относительны. Существует даже учение, называемое аксиологическим релятивизмом, отстаивающее данную точку зрения. И действительно, куда бы мы не обратили свой взор, всюду наталкиваемся на относительные ценности. Быстрый бег гончей собаки, преследующей зайца, суть добро для гончей и для охотника, но зло для зайца; съедание куска хлеба одним из солдат в осажденной крепости, где гарнизон страдает от недостатка съестных припасов, есть благо для него и бедствие для другого солдата (не досталось!); любовь Анны Карениной к Вронскому – счастье для Вронского и несчастье для мужа Анны, Каренина и проч.

Но, возвращаясь к главной проблеме, необходимо отметить, что на основе аксиологического релятивизма невозможно создать науку о культуре. Неопределенность, релятивность ценности как предмета логического анализа, изначально будет нарушать основные логические законы, запрещающие противоречие, запрещающие давать ответ на конкретный вопрос в духе аксиологического релятивизма – и да, и нет (данный конкретный предмет одновременно и ценность и не ценность - как посмотреть). Поэтому в культурологии, опирающейся на аксиологию, существует отчетливо выраженная тенденция положить в основу своей теории именно «нормативную концепцию ценности». Изучающему культурологию полезно познакомиться с ее содержанием.

В качестве примера приведем один из вариантов нормативной концепции ценности, пожалуй, самый продуманный и обоснованный, разработанный знаменитым русским философом Н.О. Лосским (1870 – 1965 г). Осмысление ценностного отношения он начинает с обоснования первичной сверхмировой абсолютной положительной ценности: это - Бог как само добро, абсолютная полнота бытия, сама в себе имеющая смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий ей безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому. Понятие же производной ценности, из сказанного, легко может быть определено: производная ценность - бытие в его значении для осуществления абсолютной полноты бытия, то есть Добра, Истины, Красоты. По сути дела, мир культуры и составляет часть производных ценностей, связанных с деятельностью человека. Культура поэтому есть деятельность человека, но не всякая, а только опосредованная абсолютными ценностями. И этот ценностный смысл человеческой деятельности должна выявить наука о культуре – культурология.

Как ясно из сказанного, глубинный ценностный смысл по своей сути есть духовно-душевное содержание жизни. Но вовне это содержание проявляется в чувственно конкретной, материальной форме. Это внешнее проявление можно трактовать как знак, как носитель информации о ценностном духовном содержании. Изучение знаков культуры, их расшифровка в этом смысле является выявлением ценностного содержания, постижением духовного смысла культуры.

К сказанному следует добавить, что одной из серьезнейших функций культуры является "возделывание" человека, т.е. приобщение индивида к миру ценностей, и, благодаря этому, - его совершенствование. И совершенствование человека семиотика культуры мыслит как процесс вхождения его в мир языка, знаковых систем, т.е. как приобщение к знакам культуры. Как считает семиотик, только изучив знаки, мы понимаем душевно-духовное содержание культуры, которое в знаках себя выразило.

 

3. Специфический предмет семиотики культуры

 

Сначала уясним вопрос о том, что такое наука, научное знание. Изучающему любую конкретную науку следует четко осознавать, что:

- во-первых, научное знание не совпадает с книжной ученостью, поскольку последняя есть плод накопления научного знания, которое по необходимости должно ей предшествовать;

- во-вторых, что научное знание не совпадает со знанием как таковым, поскольку то или иное знание (например, техническое или практически необходимое) есть у каждого человека вообще; научное же знание – далеко не у каждого. Более того, существовали народы высокой культуры (например, народы древнего Востока - египтяне, вавилоняне, финикияне, иудеи), не имевшие никакой науки. Их знания (например, технические, астрономические и др.) 1/ передавались в течение веков от поколения к поколению без заметного сколько-нибудь быстрого развития, 2/ считались неприкосновенными истинами, независимыми от мысли личности, и по большей части санкционировались религиозным авторитетом, 3/ никогда не доказывались и не проверялись. Когда древние греки, в конце VII в. и в начале VI в. до нашей эры, познакомились с этими знаниями, они быстро превратили их в настоящее научное знание. Это было достигнуто благодаря тому, что, во-первых, знание начало разрабатываться бескорыстно, как знание ради самого знания, без непосредственного отношения к жизненным нуждам, ради искания самой истины; во-вторых, знание развивалось свободно, и каждый ученый считал себя вправе самому доискиваться до истины, изменять и исправлять существующую систему знаний, и потому греки в продолжение относительно небольшого времени, с VI по III век до н. э., развили слабые зачатки знания в цельные и обширные науки (астрономию, геометрию, медицину, физику, биологию, обществоведение); в-третьих, знание доказывалось и проверялось, то есть строилось рационально, в логически разработанной системе понятий. Поэтому мы говорим, что наука родилась в древней Греции.

Итак, наука есть знание, осуществляемое путем свободного личного искания истины, ради нее самой, логически обоснованное и приведенное в систему. Но необходимо дополнить, что, начиная с Нового времени идеал бескорыстного знание был отодвинут в прошлое, ибо ученые стали думать и о применении знания в деле совершенствования жизни. Такое знание о своем предмете разрабатывает сравнительно молодая наука «культурология». Она возникла в качестве самостоятельной научной дисциплины лишь в ХХ веке. Ее основателем считают американского ученого Уайта. Но нельзя не отметить, что проблематика, которую специально стала разрабатывать культурология, исследовалась и в прежнее время. Культура была предметом осмысления в философии. Но дело не ограничивалось только ею. Вопросами культуры занималась и другая древнейшая наука – история. То же можно сказать о цикле обществоведческих, гуманитарных дисциплин, предметом исследования которых являются такие существенные элементы культуры как искусство, религия, наука, политика и проч. Сегодня, культурология существует в качестве комплексной научной дисциплины. Предмет ее очень сложен. Его разрабатывают представители многих наук, в том числе и семиотики.

Семиотические исследования культуры стали популярными в нашей стране с 60 годов ХХ века. Сегодня ею накоплен существенный массив знаний, который может стать предметом изучения в вузе. Как уже отмечалось, семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Знак - предмет, содержание которого указывает на другой предмет, отсылает к другому предмету. Культура носит отчетливый общественный характер - она сформировалась в общении и во многом служит общению. Знак по своей сути - результат общения. У нас есть основания утверждать, что культура, обладающая богатейшим содержанием, многоаспектна, и один из ее аспектов - семиотический, информационный. Поэтому культуру можно рассматривать и изучать как знаковую систему. И культурологи, связанные с данным исследовательским движением, развивают "информационно-семиотический" подход к исследованию культуры. В соответствие с названием курса основной материал будет изложен в духе данной исследовательской парадигмы.

 

 

Тема II. Проблема многообразия культур в истории

Единая общечеловеческая культура представляется исследователю как многоликое разнообразие специфических национальных культур. Проблема данного… - в чем причина многообразия национальных культур; как можно оценить данное… - в чем причина прогресса, точнее, что заставляет народ, обладающий вполне сложившейся культурой, искать новые пути…

Тема III. Знаки и знаковые системы.

1. Культура как мир знаков Культура, как нам уже известно, это то, что создается человеком. Но человек,… Но нельзя не учитывать, что культура как способ и результат человеческой деятельности имеет какой-то определенный…

Тема IV. Знаковые системы культуры

1. Тексты культуры и проблема их понимания Говорить о семиотике культуры, значит, представлять ее как знаковую систему, а… Как уже отмечалось, плодами истории являются как цивилизация, общая для всех и способная переноситься из страны в…

Тема V. Вербальные знаковые системы - естественные языки

1. Естественные языки - важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют естественными, потому что они создавались стихийно, вырастали в… В мире существует несколько тысяч естественных языков (от 2500 до 5000). Любой…  

Тема VI. Знаковые системы записи

1. Среди знаковых систем записи важнейшим является письменность - система записи естественного языка устной речи. К этому типу знаковых систем… Изобретение знаковых систем записи является важнейшим культурным достижением… Отвечая на вопрос, как возникла письменность, профессор Эрман в своей книге «Литература Древних Египтян» приводит…

Тема VII. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс

1. Последствия формирования специализированных знаковых систем. В развитии знаковых систем культуры просматриваются две переплетающиеся,… В силу абстрактности знака его связь с отображаемым событием становится все больше и больше опосредованной.…

VIII. Духовное содержание искусства как значение и смысл

Художественного знака

1. Художественный образ Тут семиотика имеет свой аспект, вытекающий и согласующийся с основным… Искусство существует не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая необходимо включает в себя и…

LX. Художественная форма как семиотический знак

1. Форма как чувственная воплощенность духовного содержания Красота, составляющая суть искусства, есть ценность, присущая конкретному… В советской марксистско-ленинской эстетике, опирающейся на семиотику, трактующей форму как знак, это "как"…

Тема X. Художественный язык

1. Определение В самом простом определении художественный язык есть сумма материальных… Художественный язык, равно как естественный язык, является и средством художественного мышления и средством общения,…

– Конец работы –

Используемые теги: Семиотика, культуры, искусства0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В Б Храмов... СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества. Периодизация искусства. Влияние культа на развитие искусства
искусстве В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих... рабовладельческих городах государствах свободной гражданской жизни Греческая... демократией ограниченной рабовладельческой обеспечивавшей интересы только свободных и в первую...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Понятие культуры по работе Швейцера - Культура и этика
Самая известная работа Швейцера «Культура и этика» вышла в свет в 1923 г. Но когда листаешь её страницы, невольно возникает ощущение, что написана… Служению этим целям подчинена у него философия культуры. "Благоговение перед… Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями…

Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального искусства и часть духовной культуры общества
И наоборот, увлечение только художественными результатами, ориентация на задачи профессионального характера стирают саму идею массовости… Благодаря хоровой самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами… Художественная самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную,…

Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры
Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам