Картина мира — это целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религиозные картины мира. С накоплением научных знаний возникли различного рода естественнонаучные представления о мире (например, гелиоцентрическая, геоцентрическая теории и т.д.).
Не лишено своей картины мира и христианство. В сущности, такая картина мира теоцентрична и антропоцтрична.
В центр мироздания христианство поставило единого Бога, не создателя, а творца всего мироздания. Идея бога-творца складывалась по мере того, как возникали и формировались два различных взгляда на происхождение мира. Первую мифо-гипотезу можно назвать генетической (эволюционистской), поскольку она полагала, что мир сформировался из каких-то первоначальных элементов. Вторую — креационистской (от лат. «креационизм» — созидание), поскольку главной причиной в происхождении мира, по мнению ее сторонников, является некое мистическое начало, свободно производящее все многообразие бытия и господствующее над ним, как над своим созданием.
В процессе генезиса христианской идеи бога-творца можно выделить два этапа: раннеантичный (дохристианский), упорно отрицаемый богословами, когда на почве античных образов и понятий происходило зарождение и становление понятия демиурга, и позднеантичный (собственно христианский), связанный с предыдущим и являющийся его теологическим развитием.
В отличие от всех предыдущих религиозных и философских представлений о боге-творце, христианство сформировало идею творения Богом мира из ничего.
Разделив мир на невидимый (божественный) и видимый (материальный), христианство в центр последнего поставило человека. Пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире, как христианство.
Разделив человека на два начала — тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, Приходит образ одухотворенного человека.
Центральной пружиной исторического процесса, по христианству, является «первородный грех» и его фатальные последствия — унаследованная человечеством всеобщая греховность. Другое следствие «первородного греха» — смертность индивида.
Намеченная Библией и апостолами Иисуса Христа христианская картина мира получает свое дальнейшее уточнение в трудах отцов церкви, среди которых выделяется Августин Блаженный, чьи произведения «Исповедь» и «О граде божьем» стали достоянием мировой культуры. Физические характеристики мира не волнуют автора «Исповеди». Он целиком поглощен проблемой Бога и личности.
Бог — абсолютное начало всего. Он творит природу. При этом его ничто не понуждает к этому. Акт творения — абсолютно свободен, произволен
Но Бог не только творец природы, он и ее субстанция. В основе всех материальных вещей лежит Бог. Он движет миром, поддерживает изменения в нем, не позволяет ему провалиться в небытие. Своим всемогуществом, премудростью и всеблагостью Бог обволакивает всю Вселенную, пронизывает все ее части.
И человеческая душа — творение Бога. Души бессмертны. И им свойственны разум, воля и память. Главная составляющая часть души — воля.