Христианская картина мира

Картина мира — это целостный образ действительно­сти, формирующийся в обществе в рамках определен­ных мировоззренческих установок. Являясь необходи­мым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религи­озные картины мира. С накоплением научных знаний возникли различного рода естественнонаучные пред­ставления о мире (например, гелиоцентрическая, гео­центрическая теории и т.д.).

Не лишено своей картины мира и христианство. В сущ­ности, такая картина мира теоцентрична и антропоцтрична.

В центр мироздания христианство поставило еди­ного Бога, не создателя, а творца всего мироздания. Идея бога-творца складывалась по мере того, как воз­никали и формировались два различных взгляда на происхождение мира. Первую мифо-гипотезу можно назвать генетической (эволюционистской), поскольку она полагала, что мир сформировался из каких-то первоначальных элементов. Вторую — креационист­ской (от лат. «креационизм» — созидание), поскольку главной причиной в происхождении мира, по мнению ее сторонников, является некое мистическое начало, свободно производящее все многообразие бытия и господствующее над ним, как над своим созданием.

В процессе генезиса христианской идеи бога-творца можно выделить два этапа: раннеантичный (дохристиан­ский), упорно отрицаемый богословами, когда на почве античных образов и понятий происходило зарождение и становление понятия демиурга, и позднеантичный (соб­ственно христианский), связанный с предыдущим и яв­ляющийся его теологическим развитием.

В отличие от всех предыдущих религиозных и фило­софских представлений о боге-творце, христианство сформировало идею творения Богом мира из ничего.

Разделив мир на невидимый (божественный) и ви­димый (материальный), христианство в центр послед­него поставило человека. Пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцен­трических представлений о мире, как христианство.

Разделив человека на два начала — тело и душу, хри­стианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека вы­ражается в торжестве его духа над телом. На смену ода­ренному силой атлету, как символу античной культуры, Приходит образ одухотворенного человека.

Центральной пружиной исторического процесса, по христианству, является «первородный грех» и его фатальные последствия — унаследованная человечест­вом всеобщая греховность. Другое следствие «перво­родного греха» — смертность индивида.

Намеченная Библией и апостолами Иисуса Христа хри­стианская картина мира получает свое дальнейшее уточне­ние в трудах отцов церкви, среди которых выделяется Ав­густин Блаженный, чьи произведения «Исповедь» и «О граде божьем» стали достоянием мировой культуры. Физи­ческие характеристики мира не волнуют автора «Испове­ди». Он целиком поглощен проблемой Бога и личности.

Бог — абсолютное начало всего. Он творит приро­ду. При этом его ничто не понуждает к этому. Акт творения — абсолютно свободен, произволен

Но Бог не только творец природы, он и ее субстан­ция. В основе всех материальных вещей лежит Бог. Он движет миром, поддерживает изменения в нем, не по­зволяет ему провалиться в небытие. Своим всемогущест­вом, премудростью и всеблагостью Бог обволакивает всю Вселенную, пронизывает все ее части.

И человеческая душа — творение Бога. Души бес­смертны. И им свойственны разум, воля и память. Глав­ная составляющая часть души — воля.