Ценностные ориентации христианства

Ценностные ориентации — это важнейшие элемен­ты внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, суще­ственное для человека от незначимого, несуществен­ного. Совокупность сложившихся, устоявшихся цен­ностных ориентаций образует своего рода ось созна­ния, обеспечивающую устойчивость личности, преем­ственность определенного типа поведения и деятель­ности. В силу этого Ценностные ориентации выступа­ют важнейшим, детерминирующим мотивом поведе­ния человека. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эс­тетических, нравственных убеждений человека, глубо­кие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспита­ния, целенаправленного воздействия.

Христианство содержит весь набор ценностных ори­ентаций. Ведущее место среди них занимает морально- этическая проблематика. Фигурально выражаясь, хри­стианство— это не столько религия об устройстве ми­роздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, дол­ге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.

Главная этическая ценность в христианстве — это сам Бог. Бог — это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избран­ного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству.

Сущность христианской нравственности сформули­рована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наибо­лее полно она изложена в евангелий от Матфея.

Следует отметить, что христианство впервые в исто­рии религиозной мысли сформировало нравственные за­поведи не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравствен­ные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека.

Следуя в вопросе о совести новозаветным высказыва­ниям, «отцы церкви» рассматривали совесть как важ­нейшее достоинство нравственного сознания и вообще всей духовной целостности человеческой личности.

Из множества нравственных предписаний христи­анства главными, основными считаются любовь к Бо­гу и любовь к ближнему.

Важной чертой христианской нравственности являет­ся ее активный характер, направленность на преобразо­вание не только отдельного человека, но и всего окру­жающего социума. Отсюда неоднократные призывы Ии­суса Христа проповедовать евангелие всем «языкам» (народам). Исходя из этого, нельзя согласиться с мнени­ем, будто христианство глубоко индивидуалистично. Внутренне, имманентно христианство пронизано идея­ми коллективизма.

Особенно это касается первоначального христиан­ства. На страницах Нового Завета мы находим много свидетельств о попытках первых христиан построить жизнь на принципах общности имущества.

Для первоначального христианства было характерно крайне негативное отношение к богатству. Лояльное, а потом в целом доброжелательное отно­шение к богатству сформировалось позже, в период адаптации христианства к реальным социальным усло­виям.

Согласно христианскому учению, целью жизни чело­века является спасение. Достигается это каждым челове­ком при условии непрерывного духовного совершенст­вования, требующего аскетического подвига. Превраще­ние в нового человека, созданного по образу и подобию Бога, реально может осуществляться путем вытеснения извращенного направления в его наличном бытии. Для осуществления евангельских норм жизни человек дол­жен бороться против греха — притом «до крови». Борьба со страстями и победа над ними составляет не­обходимую обязанность, задачу и цель земной жизни че­ловека.

Как наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизни христианство предложило монашество.