Нормативное определение культуры

 

Некоторые теоретики, считая, что слишком велика мера субъективного в системе идеалов, связывают культуру лишь с нормами как наиболее устойчивым явлением. Так складывается нормативное определение культуры. Здесь культура выступает как система норм всех сторон существования человека: мышления, мировосприятия, деятельности и поведения. Эти нормы передаются в системе знания о мире, через существующие стандарты, они закреплены как в обычаях, традициях, так и разного рода нормативах или кодексах. Мы уже отметили, что термин “норма” может обозначать как жизненно необходимые условия человеческой деятельности, так и образцы поведения, мышления или действий людей в обществе. Считается, что нормы будут действенными только тогда, когда они соответствуют принятым в данном обществе или в группе людей ценностям и идеалам, по отношению к которым норма выступает как организующий или упорядочивающий их фактор. Нормы могут сохраняться не только традициями, но и устанавливаться законодательным путем.

Однако норма находится в явном противоречии с деятельностью, имеющей своей целью создание нового. Сама по себе эта деятельность нормальна для человеческого образа жизни, ибо если бы человек не был создателем, то он не выжил бы в суровом мире природы. Но именно в процессе созидания человек каждый раз преступал сначала естественные нормы существования, а затем и нормы, созданные человечеством. Любое творчество по своей сути — разрушение устаревших норм. Нормативное определение культуры исключает из нее творческий процесс, игнорирует “творимость” самой культуры.

 

На вопрос журналиста: “Как появляются изобретения, которые переделывают мир?” Эйнштейн ответил: “Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает изобретение”.

 

Великое множество созданных человечеством норм не в состоянии исчерпать огромного мира культуры, поскольку любые нормы должны очертить возможно более точные рамки каждому существующему явлению и зафиксировать их. Поэтому нормативное определение представляется довольно узким, когда речь идет о культуре.

Осмысление культуры как результата человеческой деятельности, взятое в целом, ограничивает себя уже тем, что в нем “ускользает” от анализа процесс этой деятельности. Это обстоятельство привело к появлению другой группы определений, восполняющих этот недостаток и учитывающих другие аспекты культуры.